Чернобаевка войдет в историю войн. Это место, к которому кафиры стягивали технику с боеприпасами и теряли ее. И так не менее 23 раз. Действия россиян уже стали источником народного творчества: «Увидеть Чернобаевку и умереть», «Намоленное место», «День сурка»…
Село оккупировали российские воины. Местные жители вынуждены были покинуть свои дома. Так Ольга с двумя детьми переехала в Винницкую область. Женщина рассказывает, что поселок основали казаки, и там действительно сила и дух казацкого рода.
«Я слышала, что в нашем поселке казаки строили три каменные крепости и где-то посреди этого большого треугольника была позже построена казацкая церковь Пресвятой Покровы. Это место мистическое. И, наверное, души казаков все еще нас оберегают. В школе существует музей истории нашего селения. Есть большой аэропорт, который уже стал символическим местом отправки кафиров в ад. У нас тоже начали обустраивать стадион, но война помешала совершить ремонт. Было два детских садика, разнообразные кружки для детей. Мой сын Александр ходил на кружок борьбы. Поселок развивался. В общей сложности у нас проживало 9000 человек, а сейчас трудно поверить, что почти никого не осталось», — говорит женщина.
Ольга Рыбалко – мама двоих деток. Меньшую Валерию держит на руках и поглаживает по головке. До войны работала в супермаркете в Херсоне. Затем последовал декретный отпуск.
«У нас война началась с 24 февраля, сначала горели склады. Даже закладывало в ушах от шума военной техники по трассе. По вечерам слышны автоматные очереди. Мы 43 дня просидели в подвале. Только раз вышли, чтобы ведро картофеля посадить, а над головами летают шары, кругом хнычет.
Дети уже различали, где стреляет бук, град, а где автомат. Мы днем выбегали только, чтобы быстро помыться и сварить суп или борщ. В подвал снесли игрушки, посуду. Затем начались проблемы с электричеством. Мы включали обогреватель, чтобы детям не было холодно, а потом уже просто укутались в зимнюю одежду. Оккупанты забрали молочную ферму. Вырастить что-либо не дают. У меня был сад, аллея роз и все это сейчас в воспоминаниях», — рассказывает о пережитом Ольга.
Уехать ей предложили родственники. Женщина не долго думая, одела детей, собрала основные вещи с сестрой и другими односельчанами, сели в автомобиле и тронулись.
«Мы уехали в 6 утра. Зеленого коридора не было. Было тяжело. Прошли около десятка вражеских блокпостов. На одном из блок – постов малыши начали капризничать и кричать: «долой москаль!». Я ее уже успокаивала как могла. В 14 часов дня мы добрались до Николаева. Однако в мирное время мы доезжали за 2 – 3 часа. Забрали с собой нашу соседку, а она родом из Вапнярки. Она нам нашла убежище и так с 13 апреля проживаем здесь».
Ольга благодарна винничанам за помощь, особенно за крышу над головой и еду. На будущее планы не загадывает, живет сегодняшним днем, и занимается воспитанием малышей.
А вот Вероника в свои почти три года радует пением украинских песен.
«Она изучила «Красную калину» и стихи быстро учит наизусть. Единственное, боится здесь звуков сирен, и тащит за руку в подвал. Мы очень скучаем по дому и верим, что нашу Чернобаевку освободят и мы все вернемся к нашей привычной мирной жизни», — говорит Ольга.