Водительские права в Украине. Как, где и за сколько можно купить. Все о коррупционные схемы

700 Новости Винницы

 

«Человек платит то, что у кого-то найдется «левый» бланк и ей выдадут «липовые» права».

 

«Когда я училась в автошколе, то в нашей группе было 30 человек. От начала только все и говорили: если хочешь сдать экзамены, то должен сдать деньги инструктору. А в конце обучения один из одногруппников назвал «залог успеха»: все, кто чувствовал себя более-менее уверенно по теории и вождение, должны были сдать по $120, а те, кто ничего не учил, должны были принести по $300», – вспоминает Инна К., как несколько лет назад она получала водительское удостоверение в Харькове.

Женщина отмечает, что материал учила добросовестно, но все же сдала $120. Когда группа пришла сдавать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения, то учеников заводили в класс по очереди и четко указывали, за какие именно компьютеры кому сесть. За сдачей экзамена присматривал представитель Госавтоинспекции. Инна, как и еще одна девушка, которая сдала $300, сделали вид, что без проблем «нащелкали» 20 правильных вопросов. На самом же деле программа дала все правильные ответы за них.

А если бы не заплатили?

«Из разговоров с одногруппниками я узнала, что в результате из 30 человек сдали теорию только семеро: пять ребят и нас двое, девушек, все остальные – провалились, – пожимает плечами Инна. – А когда мы пришли сдавать экзамен на вождение, то все пятеро парней один за одним наделали ошибок и никто из них практику не сдал. Итак, 30 человек с первой попытки получили права только я и моя коллега, которая заплатила $300».

Касса – $17,5 миллионов
Правительственно-общественная инициатива «Вместе против коррупции» подсчитала приблизительный объем рынка сделок между неуверенными будущими водителями, инструкторами и работниками соответствующего направления МВД. За прошлый 2017 год, согласно данным отчета Главного сервисного центра МВД, по всей стране было выдано 352 840 первичных водительских удостоверений (то есть, с обязательной сдачей экзаменов). Сколько из этих людей решали вопрос через уплату взяток, таких данных, конечно, не существует. Например, Инна утверждает, что в их группе, после первой неудачной попытки сдать экзамены самостоятельно, согласилось заплатить где-то две трети учеников.

Расценки за эту «услугу» от посредников на их сайтах в прошлом году стартовали от $100 и достигали $500 «под ключ» (то есть, заплатил – и даже не появляешься на экзамены, а через условное время тебе приносят желанную «корочку»). Следовательно, если предположить, что хотя бы половина людей «подстраховывала» свои знания с помощью минимальных $100, то разделим 352 840 на 2, умножаем на 100 и выясним, что только за год в карманах когда «причастных» осело от $17,5 миллионов! Хотя это и очень приблизительная, но впечатляющая сумма, в которую оценивается наша с вами безопасность на дорогах.

Изменения в МВД, которые уже воплотили…
Правда, прошлый год стал в этом смысле переломным. Работники Главного сервисного центра МВД совместно с экспертами «Вместе против коррупции» много сделали для того, чтобы снизить коррупционные риски в системе сдачи экзаменов на вождение. По всей стране на смену МРЭО, где потребителей услуг ждало весьма формальное общение, уже пришло 50 прозрачных сервисных центров, в которых украинцы могут получить административные услуги, в том числе и права, в гораздо более удобных условиях, без коррупционных намеков и расходов.

По словам начальника Главного сервисного центра МВД Украины Владислава Криклия, уже внедрены антикоррупционные предохранители при составлении теоретического экзамена правил дорожного движения. «Не существует теперь билетов с вопросами, как было прежде. Когда человек садится за компьютер, то он автоматически формирует уникальный перечень вопросов. Всего существует перечень из 2000 вопросов, но, например, под категорию «В» попадает только 700 из них. Итак, из этих 700 вопросов 20 вопросов будут определены для человека рендомним путем. К сдаче теории мы еще добавим процесс видеофиксации, установим фотокамеры непосредственно в панелях компьютеров, которые в разное время, в течение сдачи экзаменов, должны сделать три снимка, чтобы зафиксировать, что это именно этот человек и что ей никто не помогал», – объясняет Криклий.

… и которые еще предстоит воплотить
При этом руководитель Главного сервисного центра МВД признает, что даже не у всех переоборудованных сервисных центрах коррупция исчезла окончательно. В некоторых случаях есть необходимость принять кардинальные меры. «Если взять территориальный киевский сервисный центр, который находится на улице Туполева, то мы считаем, что единственный способ преодолеть проблему – перенести его полностью на новую локацию, – говорит Владислав Криклий. – Такую, которая не будет окружена представителями сторонних организаций. Потому что вокруг этого центра уже работают целые династии, которые поскуповувалы там помещения, земельные участки и предлагают услуги, начиная от договоров купли-продажи и страховок, нотариальных услуг. Попытки воевать с ними приводят к нашему проигрышу, потому что мы – государственное учреждение, а они, формально, бизнес. Уже есть несколько локаций для переезда, но пока не буду говорить, чтобы не пугать потенциальных хозяев новых помещений».

Но фирмы-посредники, которые предлагают услуги оформления водительских удостоверений, пока никуда не исчезли из украинского Интернет-пространства. И какая борьба с ними ведется, пока никто не слышал. Однако, цены – примерно такие же, как и раньше: за «юридическое сопровождение при получении удостоверения водителя» надо заплатить 12 500 гривен и «явиться в МРЭО только один раз – при оформлении удостоверения».

«Есть схемы, когда вам предлагают права за месяц, за 20 дней. Но в любом случае оплатит человек за то, что у кого-то найдется «левый» бланк и тогда вам выдают такие же «липовые» права, которые не занесены в систему учета. – объясняет руководитель сети автошкол «Сигма» Александр Демченко. – Качественная подделка, но если инспектор на дороге пробьют по планшету в базе, то увидит, что этого удостоверения нет. И тогда у владельца будут проблемы».

«Наши специалисты достаточно плодотворно сотрудничали с Главным сервисным центром МВД в 2017 году, – говорит координатор «Вместе против коррупции» Оксана Величко. – В частности, в сервисных центрах было отключено так называемый тестовый или тренировочный режим, который позволял ученикам якобы потренироваться перед сдачей экзаменов. На практике эти компьютеры использовались для имитации сдачи экзаменов: «Главное сделай вид, что нажимаешь 20 раз, никому ничего не говори, вставай и выходи из аудитории», – инструкция перед сдачей экзамена, о которой рассказала нам одна из опрошенных нами учениц автошколы». Также, по словам Величко, Главный сервисный центр разработал и обнародовал все экзаменационные вопросы и варианты ответов на них. Впервые в этом участвовала общественность, что позволило устранить некорректные вопросы и с двойным смыслом.

«Впрочем, услуга «подстраховки» к сожалению, является довольно популярной у учеников автошкол. Мой сын, который недавно учился в автошколе, рассказывал, что во время одного занятия с инструктором, тот успевал собрать с группы в 10 человек по 5-6 конвертов от желающих получить гарантию успешной сдачи экзаменов. Поэтому коррупционный треугольник «ученик – инструктор – представитель ТСЦ» нужно разрывать. В частности, путем изменения ситуации, когда представители автошкол приводят на экзамены своих учеников. Итак, для этого нужно изменить должностную инструкцию, которая обязывает их это делать», – добавляет координатор инициативы «Вместе против коррупции».

По ее словам, должно создаваться что-то вроде электронной очереди, которая определяет место и время сдачи экзамена учеником и устраняет представителей автошкол от сопровождения процесса сдачи. Также МВД должно провести серию расследований о популярных в Интернете услуг «права под ключ».

«Недавно наш стажер общался с такими продавцами. Обидно, но до сих пор имеют место случаи, когда за 5500, срок – 3 дня, и никаких проблем сдать экзамен без присутствия ученика вообще», – разводит руками Оксана Величко.

Как предотвратить «договоренностям»?
Если антикоррупционные меры предосторожности во время сдачи «теории» уже внедряются, то по практической части еще ведется много споров. В принципе, мнения экспертов также сходятся на методе видеофиксации. Но что именно должны снимать камеры?

«Надо очень тщательно обдумать, как и кого снимать, потому что существует закон о защите персональных данных, соответственно граждане могут не согласиться на это из религиозных соображений или потому что они публичные лица, – ссылается на случаи из своей практики Александр Демченко. – И на законодательном уровне должен быть тщательно указано, где будут храниться эти фото или видео, в течение какого срока, в каких условиях, кто будет иметь доступ, и кто будет иметь право их уничтожать».

Владелец сети автошкол считает, что наиболее оптимальный вариант – это когда одна камера будет закреплена на груди инспектора, который будет принимать экзамен. Также автошколы должны устанавливать на своих машинах по два видеорегистратора.

«Один – слева от водителя, в верхнем углу, чтобы сняла и инструктора, и водителя, причем не на прямую снимать лицо, а так, чтобы определить, кто сидит мужчина или женщина. А второй стоит поставить на заднем стекле и тогда будет видно, если инспектор вдруг будет снизу хвататься за руль. Потому что сегодня в автошколах работают такие хорошие специалисты, которые могут отлично підкермовувати снизу хоть правой, хоть левой рукой. Поэтому этот ракурс – с доступом к рулю и педалями инструктора – нужно снимать обязательно. Замечу, что оба регистратора имеют писать звук, который потом нужно будет синхронизировать с моментами ошибок. Таким образом с камеры инспектора будет видно, что творилось на дороге. И даже если ученик откажется от видеофиксации своего лица, то от съемки камеры инспектора он не сможет отказаться. А в конце экзамена инспектор должен озвучить критерии ошибок и сам результат экзамена», – считает Александр Демченко.

Если не учитывать некоторые технические разногласия относительно «углов», из которых должен происходить процесс, то в целом в МВД также склоняются к тому, что вождение надо снимать на видео тремя средствами, с обязательным фиксированием звука. Но главное различие взглядов заключается в том, что, с точки зрения Криклия, инструкторы автошкол вообще должны быть отстранены от процесса сдачи экзаменов.

«Когда автошкола научила ученика, получила за это плату, то на том ее долг выполнен, – рассуждает Владислав Криклий. – Поэтому наша цель – через изменения в подзаконных актах разорвать эту цепочку, чтобы регистрация на сдачу экзаменов и, собственно, процесс сборки происходили без присутствия инструкторов. То есть, человек самостоятельно, без группы, выбирала, в каком именно сервис-центре и когда ей удобно сложить. Потому что одно дело, когда инструктор привел в сервис-центр группу людей, среди которых какое-то количество сдавала экзамены за деньги, и, таким образом, он сразу мог собрать «кассу». Другое – когда люди будут приходить в разные дни, в разные центры, потому что будут сдавать только индивидуально».

В Главном сервисном центре МВД понимают, что это не исключает возможность персональной договоренности. И, по убеждению его руководителя, если ученик придет впервые к незнакомому человеку, то ему будет гораздо сложнее предложить взятку, чем через знакомого по автошколе инструктора. Но для еще большего устранения коррупционных рисков сотрудники МВД планируют в течение ближайшего года ввести предварительную запись на экзамен. При этом ожидается, что в этот час будут работать три инспектора, и кто именно будет принимать экзамен у этого ученика, будет распределено автоматически и, таким образом, ни ученик, ни инспектор не могут знать, с кем именно они сейчас будут работать.

«Статистика свидетельствует, что за неполный 2017 год на дорогах Украины произошло 146 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло более трех тысяч человек и более 31 тысячи были травмированы. Трагические последствия ДТП часто является причиной незнания водителями правил дорожного движения и оказания первой медицинской помощи. Автомобилей на душу населения у нас в 2-3 раза меньше, чем в ЕС, а аварий с тяжелыми последствиями – вдвое больше, – отмечает Олеся Архипская, менеджер проектов инициативы «Вместе против коррупции». – В этом году мы должны еще больше планов по данному направлению: адаптация наших нормативно-правовых документов до европейских норм, дальнейшее искоренение коррупционных рисков при сдаче теоретических и практических экзаменов, в том числе с использованием современных технологий. Например, Эстония – одна из стран-лидеров во внедрении современных технологий – намерена вместо экзаменатора применять GPS-навигатор. Желающий получить права должен следовать инструкциям GPS-навигатора. Следовательно, человеческий фактор, одна из главных проблем украинской коррупции, убирается».