Виннитчанка о жизни в оккупированном Энергодаре: «За два месяца город отбросили на 30 лет назад – рэкет, хаос и страх»

51 Новости Винницы

В Винницкой области относительно мирно благодаря Вооруженным силам Украины и нашим защитникам. Но есть в стране тоже относительно мирные территории, где не ведутся боевые действия, однако привычная для нас жизнь там невозможна. Один из таких городов Энергодар – славный город энергетиков в Запорожской области, оккупированный российскими войсками.

О жизни в оккупации рассказала Винница.info женщина, которой с семьей удалось приехать в Винницкую область. Публикуем ее рассказ, но имя собеседницы меняем по безопасности, ведь в Энергодаре остался ее сын с женой и другие родные. Алла уехала с мужем, старшим сыном, невесткой и двумя внуками.

Алла родом из Винницкой области. Училась в политехническом университете, затем в 80-х годах по направлению поехала в Энергодар, где всю свою жизнь вместе с мужем работали энергетиками.

Энергодар – один из самых молодых городов Украины. Его основали в 1970 году, и начала свою жизнь со строительством крупнейшей в Европе АЭС – Запорожской. Город живет по ритму атомной станции. Все встают в 4 часа утра, в 5 все едут на работу, ведь в 7 утра на станции начинается рабочая смена. Школы и садики в городе начинали работать с половины седьмого.

К Энергодару ведет только одна дорога, соединяющая город с «Великим миром». Это дорога на Васильевку, а затем в Запорожье.

Когда началась война на этой дороге, при въезде в город поставили блок пост. В конце февраля к городу подошли российские танки, но люди их не уронили. Так было четыре дня подряд. На четвертый день рашисты в громкоговоритель сообщили, что идут напрорыв. Танки ушли. Во время этого на блок поста погибли два человека, а танки зашли в город и поехали прямо на атомную станцию. Начали стрелять по учебному корпусу. В городе была только полиция и военизированная охрана атомной электростанции. В защиту станции встали ребята военизированной охраны. Во время этого погибли 15 наших мужчин.

Так началась оккупация.

Коллаборанты и россияне заняли здание атомной станции. Российские воины бродили по зданию, то играли в карты, то в телефонах зависали, они совсем не понимали, что они здесь делают. Наши энергетики, работавшие на станции, были в постоянном напряжении. Никто не знал, что может прийти в голову вооруженным рашистам.

Жизнь в городе. С 4 марта 2022 года все изменилось

В 30-тысячном городке люди знают друг друга и знают все обо всех. Тогда сразу появились местные коллаборанты, передавшие россиянам списки всех предпринимателей. Всех, кто имел какое-то состояние, кто имел бизнес, магазины, деньги, хорошие дома.

Оккупанты сразу прошлись по всем домам местных, которые имели состояние. Если люди успели оттуда уехать, то выломались двери, выносили сейфы и ценные вещи.

«Увидев, что россияне ворвались в дом моего сына, пришла, говорю, ребята, что вы делаете. Они говорят, мы не себе, это нашему командиру. Выгребли все, что хотели. И говорят, а можно мы еще это возьмем? Я говорю, а если я не позволю, вы не отнимете? Они смеются в ответ. Так было со всеми домами, в которых не жили люди», — рассказывает Алла. Потом они собрали оставшихся в городе предпринимателей и сказали отдавайте свой бизнес, или платите 10%, если хотите работать.

В первые дни оккупации местные магазины остались пустыми. Вместе с тем, по городу появились люди кавказской внешности, которые начали продавать на улицах продукты, водку, носки… Все скопом, на улицах, как в начале 90-х.

«Цены очень высокие. Например, 200-граммовая банка сгущенки стоит 180 гривен», — говорит Алла.

Местные же предприниматели не решались торговать, ведь россияне могли просто прийти и все забрать. Затем представители бизнеса как-то договорились с представителями оккупационных властей, чтобы привозить в город хлеб, мясо, другие продукты из окрестных сел.

В одном конце города продавали хлеб, в другом молочную продукцию, еще на другой точке можно было купить овощи, мясо в другом городе. То есть чтобы купить обычные продукты, нужно иметь целый день и обходить весь город. Машинами мы не воспользовались. Ведь как только россияне видели где нормальное авто, его просто отбирали. Сейчас энергодаровцы ездят только на велосипедах. Авто просто похоронили в гаражах», — говорит женщина.

Образование в оккупации

У детей нет возможности учиться дистанционно. Школы не работают. Оккупанты вызвали всех руководителей образования и сказали, если вы хотите работать, то летом едете в Крым и проходите курсы, чтобы учить детей по русской программе (на русском языке, без правдивой истории Украины и пропаганде). Все учителя в Энергодаре отказались. А заменить их кафиры не имеют кем. Всех учителей вызвали и отдали трудовые книжки. Отметки об увольнении нет, но педагоги не работают.

Энергодарский институт государственного и муниципального управления. За него тоже взялись кафиры. Ректор заявил, что не будет сотрудничать с оккупационными властями. Ректором института кафиры поставили какого-то деда, когда-то в Запорожском горсовете занимавшегося коммунальным хозяйством.

Большинство местных не хотят иметь дела с россиянамиВ Энергодаре уволились почти все представители местных властей. 90% работников написали заявления и отказались от сотрудничества с оккупантами.

На атомной электростанции люди остались работать, чтобы не допустить катастрофы в энергетике. Ведь если бы они уволились, россияне могли бы привезти своих людей. Атомная электростанция под контролем украинского руководства.

Деньги

Украина платит заработные платы и социальные выплаты жителям Энергодара на карты. Но украинские банки в городе не работают. Местные жители покупая продукты, перечисляют деньги на карту предпринимателям. За коммунальные услуги не платят.

Парад

Кафиры пытались всячески показать картинку на 9 мая. Но не вышло. На парад пришло человек 500 из 30-тысячного города. И то большинство – принудительно. Конечно, среди них там были поклонники россии. Но чтобы все понимали, как кафиры собирали людей. В канун парада 7-8 мая у людей на улицах при проверке документов, забирали документы и говорили, отдадим 9 мая, когда придете на парад. Другая часть людей – работники коммунальных предприятий, которых принудительно выгнали на демонстрацию. =»text-align: justify;»>Выбрать на свободу

Выехать из города Алла пыталась 4 раза, каждый раз, когда объявляли о «зеленых коридорах». Но каждый раз россияне начинали простреливать эти коридоры и люди возвращались назад. Поэтому решили попытаться уехать самостоятельно. Договорились со знакомыми. Всего было пять машин. Через каждые 300 метров стояли российские блок посты. На каждом проверяли документы, телефоны, вещи и производили осмотр авто.

«Уехали из Энергодара в 7 утра 12 мая. В Винницу добрались только к вечеру 14 мая. Хотя раньше этот путь занимал 8 часов», — говорит Алла. Больше времени заняла дорога в Запорожье. Расстояние в 120 километров мы преодолели за полтора дня. На встречу машины тоже ехали. Волонтеры везли в Энергодар продукты, ехали пустые автобусы, чтобы забрать детей. И что самое парадоксальное, наша очередь на выезд двигалась быстрее, чем на въезд. Украинцам просто не дают возможности помочь энергодаровцам с продуктами питания. Движение в обоих направлениях блокируют россияне», — рассказывает Алла.

Во время дороги из оккупированного Энергодара больше всего поразила человечность наших людей. Поздним вечером к ним подошла женщина. Она говорит: «Я хожу сюда каждую ночь, смотрю у кого есть дети и предлагаю, чтобы люди могли у меня переночевать и поесть».

«Мы с невесткой и двумя детьми последовали за женщиной. Пришли к двухэтажному дому, видно, что раньше это был хороший дом, пока его не разбили снарядами. Но здесь нам дали убежище на ночь, накормили, дали кровать и одеяла. Мы очень благодарны этой женщине. В тот вечер женщина забрала к себе домой четырех мам с детьми», — говорит Алла. Когда семья приехала на подконтрольную Украине территорию, у всех были слезы на глазах, увидев наш флаг.

«В Запорожье нас встречали как родных. Все организовано, слаженно. Накормили. Зарегистрировали. Поселили у людей. Детям выдали рюкзаки ЮНИСЕФ. А главное – мы здесь почувствовали, что мы свободны. Потому что в Энергодаре создавалось впечатление, что вся Украина находится под оккупацией. Но слава Богу, это не так. Здесь жизнь», — говорит женщина.

Все жители Энергодара с нетерпением ждут освобождения от оккупации