Предоставление государством услуг постепенно приобретает цивилизованные черты. Одно из ключевых направлений, по которым Министерство юстиции Украины реформирует регистрационную службу – передача на места большинства функций, которые сегодня выполняют органы юстиции. Это делается для того, чтобы граждане имели возможность получить сервис не там, где есть государственный орган, а там, где удобно самим гражданам.
Одним из механизмов реализации плана реформирования стала разработка Министерством юстиции Украины проектов Законов Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей».
Эти документы позволят проводить регистрацию имущества и бизнеса органам местного самоуправления и госадминистрациям; нотариусам (независимо от удостоверения нотариального действия); аккредитованным Минюстом банковским учреждениям; госисполнителям (в части наложения и прекращение обременений вещных прав на недвижимое имущество).
В Министерстве юстиции Украины убеждены, что законопроекты существенно улучшат качество предоставления административных услуг. Ведь будет создана конкурентная среда между субъектами, которые наделены полномочиями по проведению государственной регистрации. Это означает, что государственный регистратор больше не будет монополистом в этой сфере. Следовательно, каждый гражданин сможет самостоятельно выбрать, какой способ регистрации ему комфортнее.
Кроме того, вводится принцип экстерриториальности в пределах области для государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и в пределах Украины для государственной регистрации бизнеса и общественных формирований.
Это означает, что любой участник регистрационной сети на территории области (для имущества) или Украины (для бизнеса) сможет зарегистрировать соответствующие права независимо от их места регистрации. Также будут введены дополнительные возможности для представления электронных документов для государственной регистрации.
Проведена реформа позволит сократить количество отказов в государственной регистрации имущества и обременений; унифицировать процедуры регистрации юридических лиц, общественных формирований и физических лиц-предпринимателей; сократить перечень документов для регистрации бизнеса.
Будет также раскрыто информацию о правах на недвижимое имущество как за объектом, так и субъектом (сегодня такое раскрытие возможно только по адресу). Кроме того, планируется создать новые возможности предоставления информации о недвижимом имуществе для органов государственной власти и других юридических лиц в зависимости от потребностей (официальная статистическая информация, выборка по определенным объектами недвижимого имущества).
Важным шагом станет отмена ежегодного подтверждения и ежегодной подачи финансовой отчетности; обеспечения перехода на электронную форму документов; создания Единого реестра на базе Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, Единого лицензионного реестра, Реестра документов разрешительного характера, Единого реестра общественных формирований, Реестр общественных объединений и Единого реестра предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве.
Важно, что вместе с функциями на места будут переданы и средства, которые сегодня за регистрационные действия получают органы Минюста. Как сообщила первый заместитель Министра юстиции Украины Наталья Севостьянова, на сегодняшний день этот дополнительный ресурс составляет около 500 миллионов гривен ежегодно. Органы местной власти будут получать эти средства в полном объеме, а нотариусы и банки будут иметь 60% административного сбора.
Если парламент поддержит эти новации, то уже с первого сентября бизнес и общины смогут почувствовать реальное упрощение предоставления регистрационных сервисов. Уже сегодня мы видим активность, с которой пользователи переходят на получение справок, выписок и выписок в электронном виде.
Отметим, что с начала работы онлайн сервисов Министерства юстиции Украины было получено уже свыше 25 тысяч электронных справок.
Информирует Главное территориальное
управления юстиции в Винницкой области