В Виннице открыли выставку о судьбе крымскотатарских семей, которые стали заложниками оккупации Крыма

32 Новости Винницы

20 семей крымских татар, 10 из которых остались в оккупированном Крыму, а 10 ныне живущих на материковой части Украины и не могут вернуться домой. Это художник, добровольцы, подполковник милиции, женщина, которая ищет пропавшего мужа, журналист, поэтесса…

10 марта в Виннице открыли выставку «Заложники оккупации», посвященной судьбе крымскотатарских семей, которые стали заложниками оккупации Крыма.

«Философия данной выставки заключается в том, чтобы показать жизненные истории целого народа с помощью фотографий, коротких записей. Мы выбирали не только публичных лиц, но и простых людей, жизнь которых изменилась из-за оккупации Крыма.

Хотим дать больше информации украинскому обществу, систематически напоминать, что Крым оккупирован, что он – неотъемлемая часть, что там (в Крыму – ред.) есть люди, которые борятся за свои территории. Поэтому очень важно, чтобы украинцы не адаптировались к тому, что Крым является анексованим и продолжали борьбу за территории, проявляли солидарность с людьми, которые вернулись из Крыма», – рассказал Эскендер Бариев, председатель Крымскотатарского ресурсного центра.

На вставке представлено 20 семей крымских татар, 10 из которых остались в оккупированном Крыму, а 10 временно проживающих в разных регионах Украины. На каждом стенде английском и украинском языках написаны истории семей.

Асан Чапух, участник национального движения.

«Асан Чапух – человек наймиролюбнішої профессии. Он строитель. Строил дома, другие объекты недвижимости. Свой дом в Кореизе с видом на Ай-Петри построил собственными руками. После 2014 года самым тяжелым для него испытанием было разочарование в окружении, в людях, с которыми он еще недавно очень близко общался, переживал радости и невзгоды. Сам же он всегда спешил на помощь друзьям, продолжал активную деятельность.

В 2017 году он был задержан в рамках так называемого «дела Веджие Кашка». Вследствие давления, неоднократных голодовок в СИЗО, у него случился инсульт. Здоровье сильно ухудшилось, ему было очень сложно говорить, передвигаться, но дух у него крепкий, в будущее Крыма и своего народа он смотрит с уверенностью.

«Наша сила только в единстве. Только объединив усилия и стремления, мы сможем преодолеть любую трудность. Мечтаю побить мою Родину, мой дом родной – Крым свободным».

Иса Акаев, участник АТО на Востоке Украины.

«Иса Акаев к переезду на материковую часть Украины жил в центре Симферополя. Когда в марте 2014 года он увидел через свое окно российский флаг над зданием СБУ, то понял, что надо выезжать. Господин Иса в первую очередь хотел вывезти свою семью, но тогда еще до конца не знал, куда именно.

«Когда один из наших активистов вывозил свою семью, у него в Виннице сломалась машина. И так случилось, что он остался там», – делится воспоминаниями мужчина.

Впоследствии количество семей крымских татар, уехавших в Винницу, значительно возросло. В начале было трудно. Поменяв три места остановки, они поселились в заброшенном общежитии под городом. Совместными усилиями обустроили территорию и сделали ремонт. но на этом история господина Исы только начинается. Сразу после этого, в мае 2014 года, он по собственной инициативе отправляется на восток страны и становится на защиту территориальной целостности Украины. Мотивация – поскорее вернуться в Крым.

«Я понимал, что чем быстрее закончится война на востоке, тем быстрее мы поедем в Крым», – объясняет Иса Акаев.

Вместе со своими собратьями он принимал активное участие в боях заСавур-Могиле летом 2014 года. рассказывая о тех событиях, господин Иса подробно в голове перекручивает и вспоминает каждый момент. Почти год он защищал украинскую землю от российских захватчиков. После – вернулся в Винницу, где продолжил заниматься вопросом обустройства и быта своих соотечественников.

Сегодня Иса Акаев воспитывает девятерых детей. Вместе со своими единомышленниками он проводит в Виннице различные памятные мероприятия, дни национальной культуры, тем самым знакомя украинцев с обычаями, традициями, бытом крымских татар. Но мужчина ни на минуту не забывает про свою Родину – Крым, и верит в скорейшее возвращение домой. Пока же он со своими близкими вынужденно находится на материковой Украине, мечтает об этнической поселок крымских татар.

«Нам нужно создать свой социум, если бы сохранить себя как народ – это наша главная цель», – говорит он и добавляет, что очень важно передать следующим поколениям три составляющие – религию, традиции и язык.

Иса Акаев подчеркивает, что «мы должны возродиться как народ и чувствовать необходимость друг в друге».

Рустем Скибин, художник-керамист, дизайнер.

«Рустем Скибин был одним из первых вынужденных переселенцев из Крыма. Свою семью он вывез с полуострова в первых числах марта 2014 года – во время активной фазы оккупации.

«Это была моя гражданская позиция, мой культурный протест», – уверяет господин Рустем.

Уже через год переезда ему удалось открыть в Киеве свою творческую мастерскую «ElCheber».

«Мы любим свою Родину, народ и культуру. Наша задача – возродить ремесла крымских татар, сохранить и приумножить духовное и материальное богатство нашего народа», – признается художник и добавляет, что своей историей хочет показать положительный опыт адаптации переселенца.

Господин Рустем охотно делится своим профессиональным опытом с молодым поколением. Сегодня у него 5-6 учеников, которых он обучает гончарному искусству, этнографии, дизайна и тому подобное.

Главный посыл, который художник пытается донести своими работами – «Мы – крымские татары». Он убежден, что черезкультуру крымские татары могут заявлять о себе.

«Культурная дипломатия – очень важная составляющая борьбы. Если мы не будем звучать, о нас быстро забудут», – говорит господин Рустем.

Напоследок мужчина признается, что мечтает о «мире, который бы позволил развиваться нам и будущему поколению – детям, при этом не теряя своей идентичности», а также о скорейшем возвращении в Крым – место вдохновения и сил».

Ольга и Марк Шаймарданови, жена и сын пропавшего в Крыму Тимура Шаймарданова.

«26 мая 2014 года в оккупированном Крыму пропал член общественной инициативы «Украинский народный дом» Тимур Шаймарданов. Где он пропал и при каких обстоятельствах – неизвестно, свидетелей нет. Весной того года он был одним из активных противников российской оккупации полуострова. Принимал участие в проукраинских акциях, занимался волонтерством и помогал украинским военным. Перед исчезновением мужчина заметил, что за ним следят. Он регулярно менял жилье. А в последнем доме Шаймарданова новый арендатор обнаружил прослушку. Правозащитники и активисты убеждены: Тимура насильно похитили за его активную проукраинскую позицию на оккупированном полуострове.

«Первые месяцы я была уверена, что он найдется. Дальше мысли – ну вот-вот…, – обрывает фразу Ольга Шаймарданова, – но нам важно знать, что произошло и кто в этом виноват.

После этих страшных наледь женщина и сын Тимура выехали из Крыма – оставаться дальше было опасно и для них. Сейчас они живут во Львове. У Марка Шаймарданова – папины глаза. О пропаже родного человека он вспоминает с грустью в голосе.

«Я помню отца украинским активистом. Он всегда придумывал нестандартные решения, умел общаться с людьми. Мы ходили в походы, часто гуляли вместе… Остались только хорошие воспоминания…», – делится Марк Шаймарданов.

Хорошо парень помнит и день исчезновения отца – в тот день он должен был забрать его из школы, но Марк так и не дозвонился до папы…

Ольга признается, что через все эти события Марку пришлось стать взрослым.

Сегодня семья Шаймарданових уже привыкла к жизни во Львове. Марк ходит в одну из местных школ, играет на виолончели, интересуется компьютерными играми и учит польский язык, а Ольга работает в компании, специализирующейся на ісморті.

Верит ли семья Тимура в том, что он жив? Да, конечно. И ждут того дня, когда смогут обнять его».


Посетить выставку можно в молодежном центре «Квадрат» еще в течение недели.

Больше фото в слайдере.