Уже почти год в Украине идет полномасштабная война, развязанная россией. Сотни тысяч украинцев встали на защиту государства с оружием в руках, сотни тысяч людей вынуждены были покинуть свои дома из-за ужасной войны. Во время войны часто семьи теряют связь со своими родными. Проходят дни, месяцы, а судьба их неизвестна. Что делать и куда обращаться родным пропавших во время военных действий военных, рассказала Винница.info региональная координатор Уполномоченного кабинета министров Украины по вопросам без вести пропавших лиц при особых обстоятельствах Мария Довжик, которая работает в Виннице.
Как давно вы представляете офис уполномоченного пропавших без вести при особых обстоятельствах и чем занимается региональное представительство?
– Региональные координаторы – это так называемые консультанты по вопросам без вести пропавших лиц. Мы начали свою работу с сентября месяца прошлого года и утверждены приказом вице-премьер города Ирины Верещук. Такие представители есть почти в каждой области. Задача координатора упростить коммуникацию между родными без вести пропавших воинов и государством и воинской частью. Сделать максимально безболезненным такой тревожный момент. Очень часто родные не знают, что делать и куда бежать. Мы оказываем информационную помощь. Я не езжу на поиски, я не являюсь членом поисковых групп. Моя задача – помочь понять в каком направлении двигаться и помочь собрать как можно больше информации, касающейся их без вести пропавшего. И помочь в коммуникации.
— Известно ли вам о едином государственном реестре, без вести пропавших?
— Единый государственный реестр на этапе создания. Он дорабатывается. У секретариата уполномоченного по вопросам без вести пропавших лиц своя база, у координационного штаба – своя, у Красного Креста – своя, у полиции – своя. Поэтому следует обращаться во все эти учреждения.
— Как правильно человеку обратиться к пропавшему без вести, каков должен быть алгоритм действий?
— Первое, что необходимо сделать, если оборвалась связь с близким, это вспомнить, предупреждал ли он, что его не будет несколько дней. Далее – вызваниваем собратьев, звоним непосредственно к командиру. Следует помнить, что у многих бригад есть горячие линии, звоним по телефону на горячую линию, спрашиваем.
Если все эти попытки не приносят результата – нужно идти в полицию, в полиции пишется заявление. В полиции к заявлению сразу открывается производство, к производству также отбирается у родных по прямой линии ДНК. При отсутствии родителей и детей ДНК сдает брат или сестра. Затем нужно подать заявку в Объединенный центр по поиску освобождения пленных при СБУ, в Информационное бюро по военнопленным, принудительно депортированных и пропавших лиц, в Международный комитет Красного Креста в Украине, в Координационный штаб по обращению с военнопленными, в Офис Уполномоченного с вопросов лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.
Заявление могут подать близкие родственники — муж, жена, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, родной брат, сестра, баба, дед, прадед, прабабушка, внук, внучка, попечитель, или представитель военного формирования, орган местного самоуправления, или общественное объединение, или любое другое лицо, которому стало известно об исчезновении.
— Что не стоит делать родным без вести пропавшего?
— Когда мы говорим о без вести пропавшем лице, должны понимать, что он может быть в плену. Поэтому публикации в социальных сетях, с указанием фамилии и отчества, воинского звания, принадлежности к тому или иному роду войск, лучше не делать.
К сожалению, люди мало об этом знают, поэтому публикуют эти данные. Есть случаи, когда это навредило. Например, человек может не попасть в плен, но прятаться среди гражданского населения, маскироваться. Когда публикуются его фотографии и все данные, его демаскируют и враг может это проследить.
Мы не знаем, что происходит с тем человеком, который попадает в плен и поэтому лучше никакой информации не распространять.
Также есть множество телеграмм-каналов. Вам может казаться, что они украинские, ведь название говорит само за себя, например, «Найду наших». Советуем не публиковать ничего и не посылать никаких своих данных, ни своих, ни пропавших в эти телеграмм-каналы. Однако мы можем пользоваться ими. Там постоянно выкладывают фото, где можно искать информацию. Никто лучше самых родных пропавшего человека не узнает своего близкого человека. Были случаи, когда на фото почти не видно лица, а мама говорит: это мой сын, у него такие уши и борода. Если вы находите такие фото и видео, внимательно сообщать сразу следователю или в Координационный штаб.
— Какие права имеют близкие и родственники и члены семьи лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах?
— В первую очередь родные имеют право на получение достоверной информации о ходе и результатах проведения ее розыска. Они могут получить сведения о местонахождении лица или обстоятельствах его гибели, месте захоронения (если оно известно). Члены семьи пропавшей без вести лица имеют право на социальную защиту в порядке, определенном законодательством Украины.
— Сколько времени человек может считаться пропавшим без вести?
— Пока не будет доказано другое. Найдется живой или, к сожалению, среди списков погибших. Это может быть действительно долгий процесс. Есть люди, которые считаются пропавшими без вести с 2014 года. Розыск лица пропавшей без вести прекращается не позднее трех дней со дня установления места нахождения, места захоронения или места нахождения останков.
– Не легко общаться с родными пропавшего воина, как пытаетесь поддержать?
—Самое тяжелое, что может быть – это ждать. Нет ведь никакой завершенности. Это тревожность, которая продолжается в течение дней, месяцев, лет. Неизвестность! В первую очередь нужно быть человечным. Я стараюсь выслушать, успокоить. Также рассказываю, что в Ветеранском пространстве есть возможность получать услуги психолога абсолютно бесплатно, как взрослым и детям. Ведь нужно научиться жить с этим состоянием. У нас есть юридическая поддержка, оказываемая при поддержке благодаря ИСАР «Единение».
Мы также проводили отдельные встречи для родных без вести пропавших. Была встреча с Уполномоченной президента Еленой Вербицкой. Также отдельно встреча с представителями из киберполиции, которые рассказывали, как не попасть в ловушку мошенников. Ведь, подчеркиваю, нет вариантов выкупа из плена, эти предложения — мошеннические. Я понимаю родные, готовые на все, но нужно доверять только официальным учреждениям и официальной информации.
С любыми трудностями и вопросами, связанными с исчезновением близкого человека можно обратиться к Марии Довжик. Звоните по рабочему времени 0 (97)723 27 97. Прийти на консультацию можно по адресу: г. Винница, ул. Иерусалимка, 8.
Перечень органов, куда можно обратиться в случае исчезновения лица без вести при особых обстоятельствах.
Объединенный центр по поиску и освобождению пленных при СБУ — +38067 650 83 32, +38098 087 36 01
Национальное информационное бюро по вопросам военнопленных, принудительно депортированных и пропавших лиц 1648 +38( 044) 287 -81-65
Национальная полиция Украины 102, 089 42018 67 круглосуточно
Международный Комитет Красного Креста 0800300 155
Координационный штаб по обращению с военнопленными (044) 428 -62-74
>