Пенсионный фонд инициирует переход к цифровому учету труда работников.
Уже в этом году в Украине может начаться замена бумажных трудовых книжек электронными. Технологию их внедрения на днях презентовал глава Пенсионного фонда Алексей Зарудный. Что изменится для работников.
НОВОВВЕДЕНИЯ
. Как разъяснил Зарудный, Пенсфонд планирует выдать всем работающим электронные удостоверения, которые заменят бумажные трудовые книжки. Для этого уже модернизирована реестр застрахованных лиц (работающих официально и за них работодатель платит страхвнесків в ПФ) – теперь он единый по всей стране. Кстати, отменить бумажные трудкнижки Минэкономразвития предлагало еще в ноябре 2015 года, но тогда говорили только о создании единой базы данных. Выдавать работникам ID-карты не планировалось. Но тогда законопроект отозвали без объяснения причин.
Сейчас, для того чтобы реестр полностью заменил бумажную трудкнижке, в него надо дополнительно внести данные о должности работника. В ПФ обещают, что все технические вопросы решат во второй половине года, и первые ID-карты вместо бумажных книг планируют выдавать уже до конца года.
КАК РАБОТАЕТ
. E-книга выглядит как пластиковый паспорт или водительские права: фото, П. И. Бы. и подпись владельца, срок действия и называется «Удостоверение застрахованного лица». На основании количества лет уплаты страховых взносов рассчитывается трудовой стаж, дающий право на пенсию, который внесут в e-книгу (напомним, сегодня мужу для получения пенсии нужно официально отработать 35 лет, жене – 30 лет). Дальше уже кадровики будут обязаны вносить и в реестр, и в e-книгу все данные о работнике: если Вы примете, на какую должность, когда переведенный на другую должность или уволен, по какой статье.
«Но так как реестр уплаты страхвнесків ведется только с 1 июля 2000 г полностью отказаться от бумажных книг смогут лишь те, кто начал официально работать после этой даты. Остальным при расчете трудового стажа пока придется предъявить и бумажную книгу», – разъяснил эксперт Виктор Колбун.
Но, по его мнению, через пару лет ПФ стоит требовать от всех работодателей оцифровать данные бумажных трудкнижок и внести в реестр, заверив e-подписью кадровика. Это послужит для ПФ защитой от мошенничества, потому что сейчас трудкнижки свободно продаются, и внести заверенную печатью запись о якобы работе до 2000 г (когда велся учет уплаты страхвнесків) в какой-то пропавшей фирме для мошенников не составит труда. Также уволенному по «плохой» статье Кзот (утрата доверия, нарушение дисциплины) не удастся «потерять» трудовую книжку, чтобы скрыть этот факт.
Плюсы и минусы нововведения
Главным плюсом от введения е-книг Колбун называет достоверность и сохранность данных о работнике, а также снижение расходов работодателя на содержание штата HR-службы.
Так, справку о зарплате можно будет получить в сети.
HR-сотрудник крупного холдинга Татьяна Шевцова добавляет: «Если е-реестр заработает, то кадровикам станет понятнее трудовая биография работника, по какой статье он был уволен. Это позволит не брать на работу потенциальных прогульщиков и нечистых на руку. Но пока я вижу сложный и длительный переходный период и рост затрат работодателя на покупку и установку программного обеспечения, обучение HR-персонала».
Эксперт по рынку труда Татьяна Пашкина опасается ошибок кадровиков при внесении записи в реестр, которые сложно будет обнаружить и исправить: «Если в бумажной трудовой книжке человек легко может заметить неточность и попросить ее исправить, то с e-книгой это сложнее. Исправить неточность в реестре можно только через суд. А она влияет на страхстаж и пенсию. Как выход – выдача на руки бумажных справок с печатью, которые фактически станут эрзац-книгой».