Процесс становления и развития малого бизнеса происходит в условиях резкого ограничения финансовых ресурсов Государственного и местного бюджетов, а также отсутствия действенной системы финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности. Одним из направлений улучшения рыночного положения малых предприятий является работа по договору франчайзинга, сущность которого заключается в предоставлении одной компанией (франчайзером) права на использование своей торговой марки, технологии, ноу-хау, системы ведения бизнеса другой компании или независимому предпринимателю (франчайзи) на определенных условиях.
Если вы хотите открыть собственный бизнес, но у вас нет опыта и знаний, то франчайзинг в Украине – это реальная возможность стать владельцем успешного предприятия под известным брендом. Воспользуйтесь готовым бизнес план украина из каталога франшиз БИБОСС и станьте владельцем успешного предприятия!
Франчайзинг можно понимать как льготное предпринимательство, как форму длительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. В настоящее время — единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса, дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса, решить много экономических проблем.
Для нашей экономики франчайзинг достаточно новое явление, в то время как в развитых странах оно широко практикуются и используются.
Именно поэтому, целью данной статьи является исследовать и поглотить в новый экономический процесс, такой как франчайзинг. Сравнить все преимущества и недостатки его использования в Украине и других странах в целом. И рассмотреть рынок франчайзинга как перспективное направление ведения коммерческой деятельности на территории Украины. Франчайзинг — это новая маркетинг-концепция для Украины но, которая стремительно развилась во всем мире.
На растущих рынках, таких как Украина, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Существуют различные формы франчайзинга. Выбор франчайзинга зависит:
— от вида хозяйственной деятельности;
— стабильности франчайзера и его места на рынке товаров и услуг;
— особенностей рынка местного франчайзи.
Выделяют три основных вида франчайзинга — товарный франчайзинг, производственный и деловой.
Товарный франчайзинг иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзером обычно являются производитель, продающий продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзера и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров — франчайзора и франчайзи-дилера.
Этот вид деятельности, направленный на приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзера товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.
В настоящее время этот вид франчайзинга используется многими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.
Вторым видом франчайзинга является производственный франчайзинг. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Coca Cola, Pepsi, и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным розливальним компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распространения в местных дилерах. Понятно, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.
Третьим видом франчайзинга является деловой франчайзинг, который еще называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера.
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, то есть включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги, магазины, сети закусочных, гостиниц). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.