Российские оккупанты стали экономить современные ракеты, а по Украине запуск За 111 дней обороны враг не получил контроль над воздушным пространством Украины. Враг уже около двух месяцев не залетает на территорию Украины, контролируемую Вооруженными Силами. Что не скажешь о временно оккупированных территориях. Там враг применяет вертолеты и ударную авиацию.
Об этом рассказал спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.
«Противник уже около двух месяцев не залетает в Украину, контролируемую нашими Вооруженными Силами. Это большой показатель. На временно оккупированной территории противник, конечно, залетает. Они используют там вертолеты, ударную авиацию. Удалось сохранить в единственном ключе – подготовку».
По его словам, достичь этого удалось прежде всего благодаря многолетней подготовке.
«8 лет, как нам Россия рассказывает мантру, что война на Донбассе только была. Мы все это время готовились к этому сценарию, мы просчитывали некоторые риски и понимали все планы, которые могут быть в данной ситуации. Все, конечно, надеялись, что удастся избежать конфликта, возможно, политико-дипломатическим путем. Впрочем, он отнесся и к нему Воздушные Силы были готовы. За считанные часы/минуты было принято решение выведения из-под удара основной части авиации зенитно-ракетных войск, а также личный состав. И удалось спасти основной боевой потенциал Воздушных сил от его уничтожения, как планировала это россия. Для них уничтожены Воздушные Силы означало полный контроль над небом Украины вплоть до западных границ. Потенциал у них велик».
Офицер объясняет, что у границ Украины в начале войны время было сосредоточено авиационная группировка российской федерации из 700 летательных аппаратов, 450 самолетов и 250 вертолетов. Значительную часть из них сегодня украинская авиация и противовоздушная оборона уже уничтожили. Впрочем, враг имеет возможность восполнять свои потери за счет резервов. Но контроль над украинским воздушным пространством противник так и не получил.
«Вокруг неба Украины была сосредоточена авиа-группировка, около 700 летательных апаров – 450 самолетов, 250 вертолетов. В настоящее время оно в некотором ключе так и сохраняется, потому что мы хоть и уничтожили противника, но он имеет возможность пополнять свои потерянные резервами из середины россии. Таким образом, Воздушные Силы Украины сегодня контролируют воздушное пространство на территории, которую контролируют ВСУ.
Ситуация такова, что сегодня противник применяет свою авиацию дистанционно — с территории Беларуси, Черного моря и России. Прежде всего, это стратегические бомбардировщики ТУ-160 и ТУ-95, которые выпускают по нашей территории высокотехнологичные ракеты. Они стоят миллионы долларов, равно как и ракеты «Калибр» морского базирования, они тоже стоят немало».
По словам Юрия Игната, в последнее время сохраняется тенденция экономии этих высокоточных дорогих ракет. На сегодняшний день противник все чаще применяет советские типы крылатых ракет – «Х-59» и «Х-22». Это одна из самых разрушительных, запускаемых противником. Ее масса боевой части составляет 900 килограмм, она оставляет сильные разрушения, но одновременно ракета имеет существенный большой недостаток — она летит не в цель. Не всегда она попадает туда, куда ее направили и очень часто объектами разрушений становятся гражданские объекты инфраструктуры.
Если говорить о воздушных тревогах. Как работает эта система, стоит ли прятаться, или не стоит.
«Здесь каждый делает выводы сам для себя. Мы всегда объявляем тревогу и рекомендуем не избегать мер безопасности. Потому что ракеты высокотехнологичны. Если «ТУ-160» (16 ракет) или «ТУ-95» (8 ракет) запускают их из акватории Каспийского моря, они могут лететь одной точкой на радаре через акваторию Черного и Азовского морей и изменять свой курс. Соответственно, объявляется воздушная тревога по направлению, составляется определенный алгоритм, определяется, куда ракета может лететь и какова ее цель. Используются данные разведки.
Поэтому ракета может свернуть диаметрально в противоположную сторону, то есть на 50° влево или вправо, летя по тому курсу, который ей задали операторы. Как правило, это делается во избежание средств противовоздушной обороны Воздушных Сил Украины, Сухопутных войск и других, кого знает враг. Если враг владеет информацией, где у нас расположены средства противовоздушной обороны, то курс ракеты будет проложен там, где есть слабые места. Здесь средства разведки противника нам наносят большой вред, поэтому нужно быть всем максимально сосредоточенным и осторожным в определении враждебных агентов и так далее».
Юрий Игнат также дал ответ на частый вопрос — почему ракеты долетают до цели и поражают ее?
«Ракеты высокотехнологичны. Они выпустили его в 2010 году. Это ракета, спроектированная таким образом, чтобы быть незаметной, чтобы лететь на низких высотах. То есть на 50 метрах она может лететь по руслу Днестра, как это было в начале войны. И эта ракета исчезает из радаров. Не все средства ПВО могут уничтожать ракеты. В Воздушных Силах средства противовоздушной обороны, а не противоракетной. Наши зенитно-ракетные комплексы, которые являются основными на вооружении, их задача основная – летательные апарты врага. То есть – самолеты, вертолеты разных типов, которые мы можем поражать. Но мы сбиваем и крылатые ракеты, к сожалению, не все, ведь это очень сложная цель. Мы учились их сбивать в течение восьми лет, о которых мы говорили. Мы проводили обучение на полигоне в Херсонской области, который временно оккупирован. А до оккупации Крыма мы проводили обучение там».