«Рисованная реклама» в центре Винницы, как 77 лет назад – художник создает уникальные афиши для «Семьи»

51 Новости Винницы

Прохожие уже привыкли видеть на стенах арки, ведущей к одному из старейших кинотеатров Винницы, рисованные киноафиши. Сегодня в мире цифрового прогресса это уже не просто афиша, а искусство. Которое не просто привлекает внимание прохожих, но и увлекает актеров и режиссеров. Звезды кино и телевидения хотят иметь в память афишу, написанную Василием Воробцем – обычным работником кинотеатра «Семья».

Уже 20 лет художник Василий Воробец в своей небольшой мастерской в ​​здании кинотеатра «Родина» создает «рисованную рекламу» с названиями фильмов, которые демонстрируют в кинотеатре. Мастерская расположена на втором этаже. Там, при тусклом желтоватом свете Василий Николаевич еженедельно «вырисовывает» названия фильмов, часы показов и иногда – портреты или карикатуры.

Во время интервью, Василий Воробец говорит , что не напоминает, сколько киноафиш нарисовал за 20 лет работы в кинотеатре Добавляет, что это для него больше рутина работа, а действительно отводит душу, когда рисует картины.

Мастерская художника имеет две комнатки. При входе ощущается резкий запах краски, но от него не кружится голова. Зайдя в помещение, сразу в глаза бросаются голые баннеры, которые скоро будут висеть на внутренней стене арки кинотеатра. В другой комнате – творческий оазис. Здесь стоит мольберт, на котором приписывается картина. На столе много разных баночек с красками, кисти разных размеров. А на окне тихо играет радио.

Художник рассказывает, что процесс создания киноафиши – не так тяжел, как кажется. Рисует он на деревянной доске, которую натянуть специальной тканью, загрунтованной мелом или известью. Старые надписи – смывает. А новые закрепляют клеем, чтобы дождь или снег не смыли краску и не испортили ткань.

Сам Василий Николаевич родом из западной Украины, а переехал в Винницу вместе с супругой в 1985 году. Вспоминает, что в советские времена коллеги насмехались над ним, потому что говорил по-украински.

«Я приехал в Винницу в 1985 году. Здесь было «западно» на украинском языке говорить. Считалось, что ты из деревни. Здесь все говорили по-русски. Когда работал в Винницкой филармонии, то за плечи говорили, что я «гуцул упертый». Однажды знакомого спросил, почему он говорит по-русски, если родители украиноязычны, на что он мне сказал: «В городе нужно говорить по-русски». Я посмеялся над этим.

Жена у меня тоже из западной Украины. Она окончила Государственную консерваторию и ее направили в Винницу в ансамбль. А я у себя «на земле» работал на заводе в сувенирном цехе, разрабатывал шкатулки. Планировали, что я остаюсь на Западе. Однажды приехал в Винницу поставить могрыч. Я пришел на одну базу, а директор филармонии сказал, что жену мою не отпустят, она им нужна. Предложили и мне остаться, говорили, что буду с ансамблем ездить по гастролям. Но когда узнали, что я рисую, то на Вишенке выделили мне комнатку, где я должен был попробовать себя в роли художника. В то время как попробовал, то до сих пор пробую. Уже 40 лет. Приезжаю на родную землю – тянет в Винницу, когда в Виннице – тянет на родную землю», – рассказывает художник.

Говорит, что у нас, на Подолье, не так ценится искусство, как на Западе.

«На Западе культура и искусство по-другому ценятся. А здесь, живя 40 лет на одном месте, до сих пор тяжело научить некоторых людей любить искусство. Кому-то легче пойти на рынок или магазин, купить напечатанную картину, то есть репродукцию. А то, что нарисовано вручную – обесценено.

Приведу даже пример. Помню, как в 90-е годы с друзьями-художниками уехали в Гайсин, там пробовали продавать картины. Сидим, никто не подходит, продаж нет. Подходит к нам какая-нибудь бабушка, смотрит на картину моего коллеги, он ее спросил, что она хочет, а бабушка говорит: «Ты рисовал? А ты такую ​​краску где брал? Потому что я хочу окно покрасить». Бывает, стою с коллегами у городского совета, продаем свои картины, к нам мало кто подходит. Люди проходят мимо», — добавляет Василий.

До того как пойти работать в кинотеатр, Василий Воробец рисовал афиши в филармонии. Работал 17 лет в Центральном парке. Также в 90-х годах работал на заводе продовольственных товаров у Урожая. Василий Николаевич говорит, что там разрабатывал этикетки на вино.

«Бывает иду по улице, а в канаве лежит бутылка с этикеткой, которую я разрабатывал», – смеется господин Василий.

Директор кинотеатра «Родина» рассказала, что когда в кинотеатре проходит премьера украинского фильма и на показ приезжают режиссеры, они забирают с собой написанную рекламу фильма.

«Они могут и купить, но, как правило, мы дарим. Выходит, конечно, затратно. Поскольку рекламный щит изготавливается из древесины, это расходы на ткань, которой натягивается щит. А также – гуашь, а эти краски сегодня дорогие. Одна маленькая баночка стоит от 200 гривен. А нужно все разноцветное. Кстати, за 36 лет моей работы в кинотеатре до сих пор сохранились баночки с гуашью. Краска не испорчена, ведь находится в баночках закрыта», — добавила Галина Филипповна. с послевоенных времен. Галина Филипповна рассказала, что в сентябре 1945 клуб обувной фабрики передали для организации кинотеатра.

В 2018 году в кинотеатре «Семья» провели капитальный ремонт. Чтобы идти с современностью в ногу, решили обновить рекламные афиши. Сделайте их печатными. Но многие зрители высказались против этого, ведь так исчезла бы «изюминка».

«В настоящее время рисованные афиши имеют свое отдельное место – в павильоне, как идти в кинотеатр. А лицевую сторону уже украшают современные печатные афиши. Только когда в кинотеатре проходит премьера фильма, рисованную афишу крепят на лицевую сторону», – говорит Галина Филипповна.