С начала пандемии коронавирус в мире и Украине в частности кардинально изменилась жизнь не только обычных граждан, но и врачей. Особенно ‒ врачей-инфекционистов. Украинским медикам быстрыми темпами приходилось приспосабливаться к новым реалиям, изучать неизвестную болезнь и думать, как спасать больных в то время, когда даже в Министерстве здравоохранения не существовало единого протокола излечения от нового вируса. Они и сейчас как бы находятся в двух мирах, которые разделяют двери реанимационной палаты.
Об особенностях работы врачей во время эпидемии COVID-19 рассказала главный инфекционист Винницкой области Лариса Мороз в сюжете «Украинских сенсаций» от 2-го мая.
Женщина рассказывает, что поначалу даже врачи не очень серьезно отнеслись к угрозе коронавирус в Украине. Их отношение изменил первый больной COVID.
В начале пандемии Мозы разных стран не знали, как лечить людей от до сих пор неизвестной болезни, а отечественное министерство вообще на тот момент не утвердило единого протокола лечения. Лариса Мороз находила своих коллег в разных странах мира, чтобы найти необходимую информацию и составить на ее основе собственный протокол лечения. В результате, в Министерстве здравоохранения Украины его утвердили, а впоследствии – масштабировали на всю Украину.
«Где-то после 15-го, видимо, марта мы уже довольно тщательно начали этой проблемой заниматься. Собрали практически всю информацию, которая тогда была. И уже где-то 18-го марта мы уже сделали свой такой маленький, но не очень совершенный, протокол. Мы там конкретно для врачей прописали несколько параметров, которые отличают легкую, среднюю и тяжелую степень течения заболевания. И при каждом из этих ступеней какую терапию можно каждому из этих пациентов назначать. С дозами, с кратностью и продолжительностью введения», ‒ рассказывает главная інфекціоністка Винницкой области.
Журналистам показали реанимацию, где сейчас находятся больные COVID. У них там словно другой, параллельный мир. И только доктора и медсестры – проводники между миром за дверью реанимационной палаты и миром, где оказались больные.
За толстым стеклом реанимации те, кто сейчас уже не дышат самостоятельно. Их здесь шестеро.
«Возраст не имеет не имеет значение, есть и молодые, и меньше 55-ти лет. Сейчас там один без сопутствующего заболевания. Просто у него сильное поражение легких», ‒ говорит заведующий реанимационным отделением. Мужчина еще не успел высохнуть от работы в так называемой «красной зоне», в которой находятся зараженные, ведь каждый заход туда – будто марафон под солнцем, настолько жарко человека под несколькими слоями защитной одежды.
«Стояла там рядом медсестричка, которая все мыла, то она сказала, что буквально за эти две недели похудела на 8 килограмм, потому что, работая по 6-8 часов в таком костюме, она теряет очень много жидкости», ‒ добавляет Лариса Мороз.
Сейчас в «красной зоне» лечится также коллега врача. Сейчас у него все показатели в норме, благодаря своевременному лечению к ИВЛ не дошло. Мужчину готовят к выписке.
«Он получил специфическую терапию, тот же гидроксихлорохин, о котором очень много говорили», ‒ отмечает врач.
«Они (врачи – ред.) занимаются очень тяжелой работой. Хочу всех призывать сидеть дома. Не думайте, что это не произойдет с вами», ‒ говорит врач, который выздоровел от COVID-19.
Впрочем, остаться дома стоило бы и самой Ларисе Мороз. У нее было несколько воспалений легких, и именно через легкие она входит в так называемую группу риска. Но женщина изолировала себя не от больных, а от здоровых.
«Я осталась в доме одна. Для того, чтобы, например, не было у меня никаких особых контактов, родители у меня уже третью неделю на даче. Остальные родственники: сестра, племянницы ‒ на другой даче. Я ‒ одна», ‒ говорит врач-инфекционист.
Амуниция врачей очень зависит от спонсорской помощи. И она – значительно проще, чем может показаться на первый взгляд. На ногах ‒ обычные резиновые сапожки. Для дезинфекции используют садовые опрыскиватели. Кроме того, за счет спонсоров врачи получили перчатки из Америки и 700 защитных костюмов.
За стенами больницы расположена палатка. Ее там поставили на случай, если болезнь будет набирать обороты, и инфицированных будет слишком много.
«Если будет большой поток больных, которые будут приезжать сами, или их будут привозить «быстрые», там будет находиться врач. Мы находимся постоянно в таком напряженном состоянии, стрессе. Ждем, что может быть «вал». Может рвануть где-то. Тогда мы будем работать вахтовым классическим методом. И уже будем, скажем так, ночевать где-то здесь в отделении, домой ходить не будем. Чтобы не заражувати и чтобы не терять время», ‒ отмечает напоследок Лариса Мороз.
Напомним, по состоянию на 3 мая в области зафиксировали 435 больных на коронавирус. 146 ‒ выздоровели, 4 человека – умерли. Последний летальный случай зафиксировали в Виннице.