Нужно ли готовить ребенка к школе?
Сегодня этот вопрос обсуждается на всех форумах касающихся проблем развития ребенка и является чрезвычайно актуальным для родителей будущих первоклассников. Много-кто решает обеспечить своему ребенку наилучший старт в школьной жизни и записывает ее на различные подготовительные курсы или специальные кружки при детсадах, к маленькой школы или центра развития ребенка, снимает для будущего первоклассника репетиторов или сам проводит занятия по чтению и математике. Другие считают, что нельзя отнимать у ребенка детство, а читать, считать и писать ребенка научат в школе. Более того, первокласснику, который все знает и умеет будет просто не интересно на уроках.
Заметьте, все эти споры, в основном рассматривают только один и то очень узкий аспект интеллектуальной подготовки дошкольников, а именно – обучение чтению, арифметике и (иногда) письму. И в этом случае, аргументы за и против предварительной подготовки кажутся очень весомыми.
Репетиторский центр «Логос» г. Днепр — языковые курсы, экстернат, технология обучения, репетиторство, прикладное творчество, прикладное образвоание, подготовка к школе, подготовка к зно, подготовка к вно, общреобразовательные, обучение экстерном, курсы английского, иностранные языки, зно, вно, английский язык, английский для детей, английский для взрослых.
Да, действительно, программа обучения в первом классе предполагает постепенное изучение букв, цифр и простых арифметических действий. То есть, дети придя в школу начинают учить все с начала и на это отводится более полугода времени. С другой стороны, психология и физиология ребенка до семилетнего возраста еще не приспособлена к школьному обучению, она не может долго сидеть за партой, устает от занятий. В этом возрасте она просто должна еще наиграться. В том числе и в школу. Но это должна быть ИГРА!
В то же время, вполне оправданными могут быть опасения родителей, что их ребенка без основательной «дошкольного образования» не примут в лучшую, «сильную» школу или класс. Так же проблемной может оказаться ситуация, когда подавляющее большинство одноклассников на начало обучения будет иметь значительно более высокий уровень знаний и умений. Потому что когда ваш ребенок окажется одним (а то и вообще единственным) учеником из немногих, кто не знает букв, она может стать мишенью для насмешек и критики со стороны коллектива, а иногда и самого учителя, которые считают ее отсталой или неуклюжей. В таком случае, ребенок может получить психологическую травму и вообще затормозиться в развитии, даже будучи социально и психологически более готова к обучению чем сверстники.
Поэтому нужна специальная подготовка к школе и оправдано ли такое внимание к этому вопросу?
Бесспорно, так! Готовиться к школе нужно обязательно, но все дело в том, что вкладывать в это понятие. К сожалению, в последние 10 лет суть подготовки к школе все чаще сводится лишь к накоплению информации и овладения детьми навыкам чтения и письма. Но знание грамоты не является залогом успешной адаптации ребенка к школьному обучению и является далеко не самым главным в подготовке ребенка к школе. Психологи и педагоги выделяют несколько критериев готовности ребенка к школе:
Физиологическая готовность. Ребенок должен быть физически готов к школьным нагрузкам. Чтобы выдержать 3-4 уроки по 45 минут без вреда здоровью у нее должно быть достаточно сформированы скелет и мускулатура. Кроме того есть немало вопросов относительно состояния иммунитета школьников, хронических заболеваний, пороков зрения и слуха, которые не были вовремя обнаружены и откорректированы. Недостаточность внимания к состоянию физического здоровья будущих первоклассников ведет к частой заболеваемости 6-ти рек и, как следствие, к снижению школьной успеваемости. Особое внимание при подготовке к школе следует уделить развитию мелкой моторики, что является залогом не только успешного овладения каллиграфией, но и развитию речи и интеллекта. А теперь ответьте на три простых вопроса:
— Ваш ребенок сможет высидеть за столом (партой) на одном месте хотя бы 40 минут?
— Может она заштриховать раскраску, не выходя за пределы рисунка?
— Начался процесс замены молочных зубов на постоянные у ребенка?
На самом деле показателей физического физической готовности детей дошкольного обучения значительно больше. Но, к сожалению. В первый класс идут детки, родители которых не могут утвердительно ответить даже на эти вопросы.
Интеллектуальная готовность. Это соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая готовность и достаточный уровень развития речи. Она заключается не столько в количественном запасе представлений, навыков и умений, сколько в общем уровне способности к познанию. Часто родители делают ошибку, сосредоточив все свое внимание на том, чтобы ребенок научился читать, считать и писать полностью дублируя учебную программу первого класса. А в первую очередь, следует развивать основные психические процессы: внимание, память, мышления (особенно образного), устная речь: уметь различать, сравнивать, обобщать предметы и явления, уметь самостоятельно делать выводы. И снова предлагаем Вам проверить:
— Различает ли Ваш ребенок лево и право?
— Если необходимо отметить (хлопнуть в ладоши) слова где есть звук «А», она различит его в словах «армия», «победа», «буханка» (в начале, в конце и середине слова)?
— Сможет проявить последовательность и дорисовать бусины (продолжить логический ряд) в таком ожерелье желтая, красная, синяя, красная, желтая, красная, синяя..)?
Эмоционально-психологическая или личная готовность. Которая в свою очередь включает мотивационную, эмоционально-волевую, социально-психологическую, коммуникативную (умение общаться со сверстниками и взрослыми) готовность. Пожалуй самыми важными для успешного обучения является именно правильная и достаточно сильная мотивация и эмоционально-волевая готовность учащихся к школе (способность управлять своим вниманием и поведением). В формировании личностной готовности главную роль играет семья, тот эмоциональный настрой, ожидания или тревоги, которые царят в ней. Задумайтесь:
— Может Ваш ребенок не прислушиваться только своего «хочу-не хочу», а выполнять Ваши требования, просьбу, отвечать за какое-то постоянное домашнее поручение?
— Способен ли он поставить цель, приложить определенные усилия для преодоления трудностей, или долго усидеть на одном месте выполняя задания, которое ей не по душе?
— Будет ли в ответе на вопрос «Почему ты хочешь идти в школу» что-то связанное с основной деятельностью школьника – учебой, с жизненными целями («Хочу научиться…», «Хочу стать..»)?
И еще очень важный вопрос каким образом производится подготовка малыша к школе. Обучение по школьной системой, длительные «серьезные» беседы о будущем, нагнетание нервозности и страхов могут только навредить и отбить желание идти в школу, переходить во взрослую жизнь. Записывая Вашего ребенка на подготовительные курсы, обязательно поинтересоваться не только почему там будут ее обучать, а самое главное как! Помните: ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ ДОШКОЛЬНИКА – ИГРА!