Более 15 тыс. подержанных автомобилей за этот год ввезли в Украину из-за границы.
Это посчитали во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и диллеров.
Больше всего таких машин в западных областях Украины. Однако в последнее время популярными нерастаможенные подержанные иномарки становятся и в центральных регионах. Обычно они зарегистрированы в Польше или Литве.
«Есть разные схемы ввоза подержанных машин без растаможки. Если не нарушать закон, то можно беспрепятственно пользоваться иностранным авто», — говорит юрист Инна Защищало из компании «Правова рада».
Довольно новым способом является умышленная задержка машины в Украине и уплата штрафа за это.
«Например, разрешено ввезти машину на 10 дней, а владелец ее задерживает еще на 5. Платит за это штраф уже на границе. Учитывая суммы штрафов, их оплата может быть выгоднее, затрат на поездку до границы в установленный срок. Например, если машину передерживают в Украине более чем на одни сутки, сумма штрафа — 170 гривен. В случае, когда машина здесь больше суток, — 3,4 тысячи гривен. Если же машину задержали на более 10 суток — 8,5 тысяч гривен», — говорит юрист.
Однако есть один нюанс в схеме наложения штрафа.
«Если полиция заметила, что машина в Украине находится дольше на одно сутки, накладывает штраф 170 гривен. Если второй раз заметили в течение года это правонарушение, штрафует на 3,4 тысячи гривен. Далее делать этого не имеет права. Даже, если авто в Украине задерживают еще на несколько месяцев. Люди этим пользуются, задерживают авто до года», — говорит Инна Защищало.
Автомобильный юрист рассказывает и про другие схемы ввоза в Украину нерастаможенных автомобилей.
«Если на машине, зарегистрированной, скажем, в Польше, заезжает в Украину поляк, чтобы пользоваться автомобилем в своих потребностях, ему позволяют это делать раз в год. Поэтому для украинцев нередко ввозят машины поляки и литовцы, якобы для своих нужд. Наши соотечественники беспрепятственно пользуются этими автомобилями», — говорит Инна Защищало.
Старейший способ используют жители западных приграничных областей. Они покупают подержанные автомобили в Польше и, по документам, занимаются их транзитом — въезжают на одном пограничном пропускном пункте, а выехать должны на другом.
«Это «пересічники». Им разрешено держать авто в Украине 5 суток. Эта схема наиболее выгодна для тех людей, что работают в Польше и живут в приграничных селах. Для них совсем несложно ставить нужные отметки на таможне», — говорит специалист.
По словам перекупов, по последней схеме нередко удается задерживать авто дольше, чем на месяц, если собственник имеет справку с СТО о ремонте автомобиля в течение этого периода.
«Это работало два-три месяца назад. Сейчас — не всегда справку могут принять. Ибо в октябре на границах стали жестче относиться к машинам на иностранных номерных знаках», — говорит Ярослав Нищенко из столичного авторынка.
Легче всего ввоза автомобилей из стран СЕ предлагают в специальных фирмах. Берут за оформление и перевозки машины через границу от 3 до 8 тыс. грн. Обещают, что никаких претензий у правоохранителей к машине не возникает.
«Они обещают, оформить машину на зарубежную фирму. Действительно, так можно ввозить авто. Если машина является собственностью иностранной компании и ввезена сюда для выполнения определенных обязанностей, то действительно вопросов не будет. Просто важно проверять, действительно ли авто оформлено на юридическое лицо, а не на физическую. Если на юридическое — то на какую. Если какая-то малоизвестная фирма, зарегистрированная месяц назад, то есть вероятность, что завтра ее закроют. И авто автоматически станет в Украине вне закона. Его нужно будет вернуть в страну, откуда его привезли», — объясняет юрист.
Напомним, подержанные автомобили за границей стоят в два раза дешевле, чем в Украине. Например, цена 5-летнего Mitsubishi Colt в Польше 3,4 тыс. евро. В Украине — 6,9 тыс. Стоимость 4-летнего Peugeot 207 в Чехии 3,7 тыс. евро. Это на 3,3 тыс. дешевле, чем у нас.