Министерство образования и науки обновило школьную программу общей средней средней школы. Сделали это с учетом вызовов, с которыми столкнулась Украина в результате полномасштабной российской агрессии. Изменения коснулись предметов – «История Украины», «Всемирная история», «Основы здоровья», «Защита Украины», «Зарубежная литература», география, основы правоведения и гражданского образования.
На уроках истории теперь дети будут учить русско-украинскую войну, на правоведении международное гуманитарное право, а основы здоровья будут включать в медицинскую помощь, безопасность бомбоубежищ. Ученики старших классов будут проходить курс огневой подготовки.
Об этом сообщили в МОН.
В учебные программы предметов История Украины, Всемирная история для 6 – 11 классов и интегрированного курса «История: Украина и мир» (10 класс) внесены изменения с учетом новых историографических наработок.
К примеру, в обновленных программах предлагается взор на СССР как на правительство имперского типа. Также программы ориентируют на изучение не только инструментов насилия, которое в ХХ веке испытывали украинцы, но и сопротивление ему. Часть изменений в обучающих программах направлена на расширение пространственных контекстов украинской истории, создание дополнительных возможностей для аналогий и сравнений.
Существенные изменения предлагаются в части новейшей истории, прежде всего событий, связанных с вооруженной агрессией российской федерации против Украины. Предусмотрено полное (отдельный учебный блок) рассмотрение российско-украинской войны, начавшейся в 2014 году. Отмечается геноцидные действия политического руководства и российского войска в отношении украинцев, национальном сопротивлении агрессии российской федерации и международной поддержке Украины.
Обновлен перечень терминов/понятий, таких как: «присвоение суверенитета» (в значении присвоения, захват суверенитета УССР союзным центром), «русский мир», «рашизм»; вместо выражения «политика русификации» применено выражение «политика русского», точнее отражающего сущность явления и процесса; уточнен контекст применения понятия «коллаборационизм».
В содержании учебной программы предмета «Защита Украины»усилена военно-патриотическая составляющая. Программа дополнена информацией о современной российско-украинской войне и Героях этой войны, об опыте ведения боевых действий. Также пересмотрены и дополнены темы разделов по огневой подготовке, медицинской помощи и гражданской защите.
В программе предмета «Основы здоровья»расширен содержание первого раздела «Безопасность и здоровье человека», который изучается в начале учебного года в каждом классе. Добавлены вопросы, связанные с рисками военного времени, в частности: сигналы оповещения населения, действия во время воздушной тревоги, обстрела и т.д.
Содержание программы по основам правоведения, гражданского образованиярасширен изучением вопросов, связанных с правами человека, с российско-украинской войной и дополнена информацией о Международном гуманитарном праве.
В программе по географии пересмотрен объем учебного времени на изучение стран в свете современной русско-украинской войны. Также в содержание темы «Страны Азии» добавлена информация о Республике Корея, ее место в современной политической карте мира, модели экономики, международных связях Украины с Республикой Корея.
Программы предметов «Зарубежная литература», «Литература (молдавская и зарубежная/румынская и зарубежная/венгерская и зарубежная)» изменена в части изучения произведений русских и белорусских писателей. Из содержания программ изъяты произведения русских и белорусских авторов. Вместо этого добавлены произведения зарубежных писателей в соответствии с литературным процессом и с учетом возрастных особенностей учащихся.вместо русских, будет изучать творчество таких писателей, как Жан де Лафонтен, А. Генри, Анна Гавальда, У. Старк, Джон Бойн, Э. Шмитт, Йозеф Рот, А. Гранах и т.д.
В программу вместо произведений русских поэтов включены шедевры мировой лирики (Пьер Ронсар «К тому, как любовь в мир пришла…», Р. Бернс «Моя любовь…», Й.В. >
В школьном курсе «Зарубежная литература» будут изучаться произведения писателей, писавших на русском языке, но жизнь и творчество которых были тесно связаны с Украиной – < strong>М. Гоголя, В. Короленко (по выбору учителя), произведение М. Булгакова «Собачье сердце» (произведение изучается по выбору учеников и учителя). В списке произведений для дополнительного чтения (для уроков внеклассного чтения и уроков резервного времени) оставлено для выбора учителем произведения Ильфа и Петрова («12 стульев») и А. Кузнецова («Бабий Яр»). Также признано целесообразным оставить изучение произведений крымскотатарского писателя Т. Халилова.
Из перечня рекомендованных для использования в образовательном процессе изъяты программы «Литература (русский и зарубежный)», «Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке» для 5 – 9 классов, программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке/с обучением на русском языке для 10 – 11 классов, «Русский язык и литература (интегрированный курс) для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке» для 10 – 11 классов.
Приказом Министерства образования и науки Украины от 03 августа 2022 года утвержден и предоставлен гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины » обновленным обучающим программам для 6 – 9 и 10 – 11 классов.