Ладыжинский екоактивіст Андрей Скакодуб: У нас же экология – это в основном нишевая тема, которую достают из ящика в случае необходимости

49 Новости Винницы

Экономическую составляющую всегда считали первоочередной для устойчивого развития. Не стоит «за кулисами» и оставлять другую – экологическую. Совместными действиями представителей власти, бизнеса и общественности можно добиться положительного результата. Более того, председатель ОО «Ладыжинская общественный совет» Андрей Скакодуб убежден, что с созданием ОТГ в каждой из общин должны разработать собственную экологическую стратегию.

— Андрей, возглавляемая тобой общественная организация продолжительное время занимается экологическими вопросами и организует форумы. Какую цель они преследуют?

— Я занимаюсь общественной работой с 2001 года, когда было создано литературно-художественное объединение «Стожары». В 2009 году была создана общественная организация «Ладыжинская общественный совет», главным направлением которой с самого начала была экология. Экологический форум «Общество ЗА чистое производство» является платформой трисекторного партнерства (власть, общественность, бизнес) вокруг решения экологических проблем, которое было начато в 2017 году.

Первый форум был скорее декларативным, на котором участниками было принято и подписано Декларацию «Общество за чистое производство», то есть мы заложили концептуальную основу для работы трехсекторного платформы. Второй форум был на «все 100» научным, мы пригласили огромное количество ученых и экспертов, провели даже в рамках многодневного форума молодежную экологическую конференцию. На втором мы заложили концептуальные основы ресурсоефективного и чистого производства.

Работу третьего экофорума мы перевели в практическую плоскость, то есть, используя потенциал прошлых лет, мы были готовы к практической реализации проектов «зеленой экономики». Имеем приличный пул партнеров — и производителей, и ученых в сфере экотехнологий и зеленой экономики.

Последний форум собрал 57 участников и представителей 40 предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, которые представляли на форуме органы местного самоуправления, местные органы исполнительной власти, СМИ, высшие учебные заведения, промышленные предприятия, малые предприятия, общественные объединения из Киева и Винницкой области.

— Как возникла идея проведения первого форума на региональном уровне?

— Предтечою первого экофорума стало Подписание Меморандума с компанией МХП весной 2017 года, в котором было фактически начат диалог о создании екоплатформи «Общество ЗА чистое производство». До этого проходили достаточно длительные переговоры с участием нашей общественной организации, компании МХП и представителей евробанков. А еще раньше мы реализовывали проект по поддержке «GREENGRANTS» с аналогичной тематикой, во время реализации которого и поняли предстоящий путь.

В этот же период мы вместе с другими общественными объединениями города Ладыжин, Тростянецкого и Гайсинского районов создали общественную платформу «Координационный центр стратегического развития «Ладыжин-2030», которая является соорганизатором экофорума.

На сегодня в эту общественную платформу входит почти два десятка общественных объединений города Ладыжин, Тростянецкого и Тульчинского районов. Целью «Ладыжин-2030» является выполнению 17 целей устойчивого развития ООН. Кстати, «Ладыжинская общественный совет» является участником всемирной глобальной сети ООН.

— Как ваша организация пришла к пониманию, что диалог – это лучший метод решения экологических проблем?

— Для нашей организации, чтобы вы понимали, это был достаточно сложный период, когда мы кардинально изменили матрицу приоритетов и перешли от конфронтационных методов решения экологических проблем к диалогу. Не все восприняли однозначно положительно такие решения, ведь многих устраивали в большей степени войны и радикальные методы. В результате ГО «Ладыжинская общественный совет» стала на несколько ступенек выше в своем институциональном развитии и стала более эффективно решать экологические проблемы. Если раньше мы фиксировали экологические нарушения, поднимали шум, вели информационные войны, устраивали массовые акции, то есть фактически вступали в конфронтацию с потенциальным загрязнителем окружающей среды, то теперь мы в первую очередь через диалог и партнерство пытаемся решить экологические проблемы.

Время показало, что конфликты и конфронтация не дают никаких результатов, и только диалог дает результат. Но чтобы вы понимали, в Украине бизнес в большинстве не желает вести никаких диалогов, поэтому количество экологических конфликтов на фоне увеличения гражданской, в частности экологического сознания, увеличение спроса на экологически чистую среду, возрастает в геометрической прогрессии.

Поэтому конфликты в экологической сфере у нас — это неизбежный путь, особенно это касается тех обществ, где незрелый третий сектор. Так же неизбежный путь бизнеса — это ресурсоефективне и чистое производство и социально ответственный бизнес.

— Какие результаты и наработки имеет третий экологический форум, который состоялся 26 ноября прошлого года?

— Пошел четвертый год нашей работы над экологической платформой «Общество за чистое производство» в рамках которой состоялось уже три екофоруми. Мне неизвестен подобный опыт в Украине, который мы имеем, тем более на фоне Винницкой области, где экологическая деятельность в основном — это или стихийное перекрытие дорог или конкурс рисунков на экологическую тематику.

За последние три года произошло и много и мало. Мало, потому что у нас пока нет завершенных зеленых проектов, а по большому счету их и не могло быть, потому что пока никто не был готов к их реализации. Много, потому что мы прошли продуктивное время трансформации, институционального роста, налаживание контактов с партнерами, научными и практическими методиками решения тех или иных экологических проблем. И начиная с последнего форума планируем осуществлять запуск конкретных «зеленых проектов».

На третьем экофоруме мы обсуждали достаточно много разных вопросов, к которым в Украине вряд ли приковано внимание общества пока. Например,мы обсуждали экологические риски и угрозы нашего региона, создание платформы зеленой экономики на местном уровне на принципах государственно-частного партнерства, роль общественности в процессах формирования платформы зеленого роста, влияние загрязнения на социально-экономические параметры жизнеобеспечения общин и также главная тема, — Ладыжин, как полигон для исследования влияния экологических рисков на жизнедеятельность региона и развитие туристической сферы.

Участники форума предоставили рекомендации власти, бизнеса и общинам в вопросах экологии. В первую очередь — это общественный диалог вокруг «зеленой экономики». Также мы рекомендуем создать платформу зеленой экономики (Зеленый кластер) с определением его в качестве региональной пилотной площадки для привлечения грантов и эколого-ориентированных государственных инвестиций. Речь идет о Ладыжин и будущие соседние ОТГ. Территориальный Зеленый кластер должен работать по принципу объединения сегментов «зеленого» роста — «зеленая» энергетика, переработка отходов, органическое земледелие, «зеленый» туризм с региональным наполнением.

Ключевым также является разработка и реализация Региональной стратегии зеленого роста территориальных общин Винницкой области («Зеленый регион» — м,Ладыжин и соседние районы)» с соответствующим бюджетным финансированием, что даст возможность определить ключевые точки экономического роста с целью привлечения донорского финансирования в наиболее инвестиционно привлекательные сегменты региона. Алерозпочати реализацию этого проекта будет возможно только после завершения реформы децентрализации и выборов осенью этого года, когда будут созданы ОТГ.

Также мы стремимся ініціюватив этом 2020 году проведение под эгидой областной государственной администрации и под патронатом профильных министерств, с участием районных администраций, бизнеса, научных институтов,общественности, международных структур стран ЕС Международного Инвестиционного Форума «Зеленая» экономика промышленных регионов: вызовы и перспективы».

— По состоянию на 2020 год Винниччину сложно назвать «эталоном» экологической безопасности. Какие проблемы остаются для региона наиболее актуальными?

— Ладыжин и соседние районы имеют больше всего экологических проблем в области, поскольку здесь сосредоточено наибольшее количество экологически опасных предприятий, поэтому состояние окружающей среды мы бы назвали критическим с точки зрения социальных индикаторов в сравнении с другими регионами. Но наиболее значимыми факторами, негативно влияют на социум и качество окружающей среды в целом для всей области, являются: усиление антропогенной нагрузки в результате хозяйственной деятельности; отсутствие реальной модернизации инфраструктуры (канализации, качественного водоснабжения, уничтожения опасных отходов и т. п), когда происходит фэйковая модернизация городов; существование определенных потенциальных экологических угроз, вызванных работающими немодернізованими промышленными предприятиями.

Но главной проблемой я назвал бы нивелирование со стороны власти экологических проблем и угроз. У представителей власти вообще отсутствует экологическая риторика, а вся экологическая деятельность сводится к банальному освоению бюджетных средств экологических спецфондов. Для примера, несмотря на наши приглашения, на екофорумах все три года отсутствуют представители районных государственных администраций, которых мы приглашаем. У нас десятки писем в т.ч. и от новой власти, как национального, так и областного уровня в стиле «куры передохли, высылайте новый телескоп». К сожалению, должен констатировать, что модернизировать страну нет с кем. Замена окон в сельских клубах на пластиковые или красивые клумбы в центре городов – это не модернизация…

Для примера, у нас не проводятся экологические аудиты общин, а именно на основании экоаудита разрабатывается экологическая стратегия и имплементируются все городские программы с закреплением социально-экономических индикаторов. Несмотря на проблемы с водными ресурсами и увеличением количества эродированных почв, в области отсутствуют программа защиты малых рек и программа устойчивого сбалансированного землепользования с использованием экологически рационального территориального планирования и управления земельными ресурсами.

— Вы много говорите о зеленую экономику. Можно ли на местном уровне начать реализацию стратегии «озеленение» экономики?

— О какие стратегические вещи стоит говорить в свете связи «экономика — экология», ведь экономика, по нашему мнению, начинается с экологии? У нас же экология – это в основном нишевая тема, которую достают из ящика, когда нужно создать швидкоштучний социальный капитал или речь может идти о экологический терроризм, когда экологическую тематику используют в процессах передела имущества или сфер политического влияния.

Мы должны активно обсуждать и работать над развитием ресурсоефективного и чистого производства, социально ответственным бизнесом, стимулированием экологического и социального предпринимательства, доступностью экологической информации, перехода к зеленой и циркулярной экономики, зелеными импакт-инвестициями, экономической и правовой основой для общегосударственной модернизации инфраструктуры общин. Разве кто-то говорит сегодня, например, об изменении нерациональных региональных структур потребления с учетом местных культурных традиций или о системы управления водными ресурсами в сельском хозяйстве?

Не спорю, что есть множество программ, единичных успешных эко-проектов, но это то, что делает или не делает страна сегодня, не позволит создать комплексную региональную инфраструктуру охраны, оздоровления и воспроизводства окружающей природной среды и его экосистем (водопользование, землепользование, санитарно-гигиеническая структура, системы обращения с отходами и др).

В своей общественной работе мы пришли к выводу, что стратегия зеленой экономики открывает очень много возможностей для бизнеса, стимулированию инвестиций и инноваций и соответственно решение целого блока социально-экономических вопросов. Но для того, чтобы сформировать национальную стратегию зеленой экономики, в первую очередь, следует активизировать усилия по формированию и внедрению региональных стратегий, которые будут способствовать внедрению чистых технологий, инноваций и рабочих мест.

Мы уже сегодня видим десятки проектов в этих сферах для возможности инвестиций. Но в чем проблема? У нас коррумпированная теневая экономика, соответственно экологический сегмент является частью этой теневой системы. Старая советская инфраструктура, старые немодернізовані предприятия, ретроградность и совковость многих предприятий и их менеджмента, теневая зарегулированность. Это все блокирует зеленые технологии и проекты.

— ГО «Ладыжинская общественный совет» имеет как мощных единомышленников из числа компаний, работающих в регионе, так и тех, кто игнорирует внедрения конкретных экологических программ. Как можете оценить усилия в этом направлении к примеру ДТЭК, МХП, «Заря Подолья», местных государственных спиртзаводов концерна «Укрспирт»?

— На сегодня нет предприятия, на 100% ответственно относится к экологии, является экологически чистым и ресурсоефективним, имеет эффективную политику социально ответственного бизнеса. Но есть компании, которые движутся или по крайней мере декларируют положительный рухв этом направлении, есть же те, кто ведет себя достаточно агрессивно по отношению к людям и окружающей среде.

МХП и ДТЭК — фактически единственные компании в нашем регионе, реализующих социально ответственную политику и декларируют экологически направленный направление своих компаний. Например, компания МХП, с которой собственно и начались наши экологические форумы, после почти 6-летней истории диалогов и конфронтации, изменила свою социальную политику, отношения с общинами, стейкхолдерами.

Естественно, что экологические проблемы также есть, и наше сотрудничество не является идеальной, но в любой любом случае речь идет о движении вперед. По некоторым экологическим проблемам у нас есть технологии их решения или мы параллельно ищем альтернативные варианты. Если раньше мы лишь указывали на проблему, и нас не волновало, как предприятие будет решать эту проблему, то сегодня мы уже готовы предлагать конкретные технологии.

Что касается компании ДТЭК, то у нас пока что нет понимания и никакого диалога, хотя попытки с нашей стороны были неоднократные. Компания ДТЭК, как постоянный участник нашего экофорума, декларируя социально ответственную политику и экологическую направленность своей компании, на практике выдает совсем противоположное, когда их огромная работа является лишь профанацией, а сама компания является полностью закрытой. Вспомним пример, когда последние 5 лет на Ладыжинскую ТЭС не допускались экологи на проверку, а недавно было открыто уголовное производство за хищение «экологических» средств спецфонда областного бюджета, которые были выделены на екопроєкти Ладыжинской ТЭС, с участием областных чиновников.

Несколько лет назад был еще один скандал, когда по факту растраты средств помощи ЕС было открыто уголовное производство в отношении работников Агентства экономического развития, созданной при участии компании ДТЭК и местной власти. Причин таких последствий является две.

Первая. Ладыжинская ТЭС является лишь обособленным подразделением, а поэтому не имеет ни полномочий, ни компетенции решать социальные и экологические вопросы. Сама же компания не может обеспечить эффективное внедрение своей политики, а потому фактически передала формирования своей социальной политики коррумпированной местной власти.

Второе. В Украине на государственном уровне не выполняется Национальный план сокращения выбросов, который был принят во исполнение Энергетической Директивы, а политика государства сводится к фактическому уничтожению угольной отрасли, что будет иметь весьма серьезные негативные социально-экономические факторы.

Что касается предприятий спиртовой отрасли, а такие проблемы имеет каждая община, где есть работающий спиртзавод, то в этом случае мы можем констатировать очень агрессивную политику по отношению, как к окружающей среде, так и к общинам. Никакого ресурсоефективного и чистого производства, социально ответственного бизнеса, диалога с общинами вы здесь не увидите.

Но в этом году мы планируем провести эксперимент с отходами спиртзаводов с использованием биологических методов (консорциум водных растений) при условии, что будет поддержка от хотя бы одного спиртзавода.

Пока что никакого желания довести эксперимент до конца, мы не нашли. Поэтому предложили ООО «Заря Подолья» (сахарный завод), производящий патоку для производства спирта, из которой собственно и получается барда, стать участником эксперимента и создать фактически проект циркулярной экономики.

Сегодня отходы сахарного завода является ресурсом для производства спирта, из которого получаем отходы – барду, что является огромной экологической проблемой. Мы предлагаем перерабатывать барду на органическое удобрение, которое будет возвращаться в «Зарю Подолье» в виде удобрения на поля этого предприятия.

Этот проект вполне возможен и реален, было бы только желание руководителей двух предприятий. Кстати, подобный эксперимент мы готовы реализовать в любой области Украины, где есть прогрессивные руководители, а не ретрограды и совки.