Изготовляют сыр, сметану и масло: в Винницкой области жители села создали социальную молочницу

21 Новости Винницы

В селе Городище Винницкой области уже более шести лет работает социальная молочница. Когда люди самоорганизовались и начали перерабатывать молоко от своих коров не только по дедовским технологиям, но и по принципам равенства и уважения.

Сегодня на молочные изготовляют сметану, домашний и плавленый сыр, брынзу и масло. Все без химии, примесей, а самое главное – вручную.

«Просыпаюсь я в 5:30 часов. Иду разжигаю печку, грею водичку, потом иду доить коровку. Перед этим даю ей сена. Затем процеживаю молочко и на 7:30 часов несу на молочницу. Когда-то еще свекровь меня научила, что нужно три раза крестить брюхо корове», – говорит местная жительница Людмила Груба.

6 лет назад жителей Города создали молочницу.

«Мы поначалу в это все не верили. Но потом те, у кого есть коровы, посовещались и решили попробовать. Люди начали к нам постепенно присоединяться. Уже шесть лет пробуем – получилось хорошо», – говорит Надежда Тывровская.

«Многие люди не верили. Я и моя семья, напротив, одни из первых, кто поверил. Корова в селе – это кормилица. Даже если человек сдает молоко на молоковоз, он все равно получает эти копейки. Люди сейчас в деревне выживают только за счет коров. Такая молочница, наверное, единственная в Украине. Я так думаю. Просто я нигде не слышала, чтобы такое было», – рассказывает Людмила Христич.

Молоко перерабатывают «дедовскими » методами. Молочарня работает с 7:00 до 20:30.

«У нас на молочной фабрике мы изготавливаем простой домашний сыр, сметану, плавленый сыр и брынзу. Также масло.

Рабочий день у меня начинается с того, что я прихожу, готовлю все, чтобы люди могли прийти и сдать молоко. Каждый человек приходит и приносит свое молоко. Я его смеряю, говорю, сколько и кто принес молока и записываю себе в тетрадь», — говорит Татьяна Голубецкая.

Чтобы продукция была вкусной, женщины придумали свой контроль качества. Крестьяне понимают, что банк горького молока испортит всю продукцию.

Каждая банка молока имеет свой «идентификационный код».

«Когда человек приносит молоко, то я подписываю банки. Пишу день, когда молоко было сдано, и букву. У каждого владельца есть своя буква. Как будто это идентификационный код», – добавляет Татьяна Голубецкая.

Все эти нюансы женщины прорабатывали рок. Научились на своих ошибках. К тому же каждая из них держит корову.

Весь процесс переработки молока – ручная работа. Молочарню обслуживает четыре печи, где и отогревается в банках сыр. Сметану собирают ложками из банок. Сеператором не перегонят специально. Чтобы не терялась подлинность продукта и не ухудшался его вкус.

Вся молочная продукция производится без примесей. Никаких загустителей, красителей или консервантов.

«Когда молоко скисло, девушки собирают сметану, заезжают с простоквашей в печь. А уже из печи вытаскивают отцеживающий сыр, потом заносят снова в холодильник, сыр уже «затягивается», чтобы был хороший, чтобы его можно было разрезать. Эта технология пошла еще от дедушек и бабушек. Когда-то не было холодильников, делали все на холодном», – рассказывает Татьяна Голубецкая.

Решения, касающиеся молочные, принимаются коллективно. Не только теми, кто здесь работает, но и теми, кто сдает сюда молоко.

Для плавленого по-домашнему сыру добавляются только домашние яйца. Женщина, которая производит брынзу и плавленый сыр, говорит, что за день может сделать 7-8 килограммов сыра.

Единственный автоматизированный процесс в молоководстве. Масленку, остающуюся после взбивания масла, отдают людям. Крестьяне пекут на масленке блины и хлеб.

От покупателей процесс производства не скрывают.

«У нас есть «тетрадь долгов». Вот пришел человек, взял сырую, сметаны. Мы записали, на какую сумму она взяла, и потом, когда выдаем средства за молоко, то отчисляем из тех средств».

Известие о городищенской разошлась по округе. Нередко за ней приезжают даже из Одессы и Киева.

Откуда же появилась идея открыть молочницу? И почему она «социальна»?

Эта идея местного жителя – Руслана Пикиняра. Обустроить молочницу решили в заброшенной старой амбулатории. Провели в помещение воду, поставили бойлер, вывели канализацию. Закупили несколько холодильников для старта и некоторый инвентарь. И главное – построили печи. Молотовню создали, чтобы поднять стоимость молока. Ведь молокозаводы принимают его за бесценок. Люди начали продавать коровы, которых было невыгодно содержать. Собственная мини-молочница в селе изменила ситуацию к лучшему.

«Когда люди начали сюда сдавать молоко, то увидели, что здесь намного лучше условия, чем на заводах. И сдавать молоко выгоднее. В любых случаях, содержать скот – это сложно, потому что уходят затраты на корма. Скот должен есть каждый день, а не всегда он доится, то надо, чтобы государство как-то заботилось о людях, которые держат коровы. Колхозы развалились, а людям же надо как семьи содержать, поэтому так и образовалась наша молочарня », — говорит Анатолий Христич.

Молочарня стала общим чуть ли не всей деревни. Доход от реализуемой продукции не облагается налогом. Ведь суммарно она не превышает 50 минимальных зарплат.

«Вся продукция продается. В конце недели мы подсчитываем полную выручку. После этого, 60% разбиваем на зарплаты за молоко, 25% идет на зарплаты работникам, и 15% идет на свет, воду, дрова и немного откладываем на ремонт».

В 2019 году мы заключили договор на совместную собственность на аренду этого помещения. Договор мы заключили на 12 человек. После этого мы стали полноценными владельцами этого помещения, все имеем одинаковые права. В настоящее время к нам носят больше людей молока, чем в договоре, но они также являются полноценными. Мы их не отделяем. Скоро у нас закончится договор аренды на это помещение, и мы заключим второй договор и уже впишем этих людей, которые пришли к нам позже», – рассказывает Людмила Христич.

За 6 лет существования, в молочнике не было ни одного конфликта. Принципы равноправия и уважения здесь ключевые. Молочарня давно превратилась в общественную площадку.

Городищане готовы делиться своим опытом с другими общинами. Ведь убеждены, что ситуацию нужно брать в свои руки. Потому что говорят, что помощи от власти можно не дождаться.

«Этот проект заслуживает уважения тем, что есть такая сплоченность между людьми. В наше время – это основное. Хотелось бы, чтобы люди по другим селам перенимали опыт, потому что это лучшие условия в оплате своего труда. Чтобы наша власть немного заботилась о людях, живущих в селах, потому что поддержки у нас совсем никакой нет. Мы сами собрались и сотворили. Вот и есть результат своего труда», – говорит Анатолий Христич.

«Здесь нет высоких технологий, но это выгодно для людей. Проекты в таких условиях могут быть чрезвычайно эффективными. Люди видят, по какой цене продукция продается, и у них нет никаких недоговорений между собой. Поэтому такие проекты очень эффективны. Кто-то говорит, что это возвращение в Советский Союз, но я так не думаю. В этом мире есть объединение людей и если это выгодно, то такие кооперативы нужно использовать», – говорит Руслан Пикиняр.