Несмотря на праздники, военные врачи ежедневно спасают жизнь наших военных. >
Винничанин Константин Гуменюк – главный хирург Командования Медицинских сил ВСУ, полковник медицинской службы. В прошлом году Указом Президента ему присуждена премия имени Бориса Патона за работу «Организация экстренной медицинской помощи и лечение острой кровопотери в условиях боевых действий и клинической практике». Врач рассказал, как ее спасают военных с разными степенями боевых травм.
Об этом пишет Командование Медицинских сил ВСУ.
«В случае с внешним кровотечением вроде бы немного легче – она видна. Накладывается турникет и кровотечение останавливается. Гораздо сложнее с внутренней – будь то ранение грудной клетки или брюшной полости. В этом случае, когда кровь наполняет брюшную полость, очень важно как можно скорее доставить раненого в передовую хирургическую группу, врачебно-сестринскую бригаду или мобильный госпиталь. Тогда больше шансов спасти раненого и сохранить ему здоровье», – говорит Гуменюк.
Любое ранение грудной клетки, живота, участка таза требует немедленной эвакуации.
«С начала российско-украинской войны с 2014 года мы пытались добиться того «золотого часа», который давал хороший шанс тяжелораненому на жизнь и мы его все-таки добились благодаря усовершенствованию системы эвакуации. Так, ожесточенные бои на передовой, обстрелы врагом «скорых» и эвакуации машин значительно усложняют задачи. Но всех тех, кто доставлен к хирургу в короткие сроки с внутренним кровотечением, удавалось спасти», – добавляет хирург.
Существенной задачей было сформировать банк крови, который бы обеспечивал наши передовые хирургические группы. И теперь в разных точках на направлениях боевых действий есть кровь всех групп. Даже в тяжелые дни оборонительных боев на Донбассе кровь доставляется в любое время суток туда, где оперируют раненых.
«При оказании помощи раненому с кровотечением очень важен доступ к центральным венам. Для установки капельницы достаточным может быть доступ к локтевой вене. При ранениях с помощью портативного аппарата УЗИ-контроля ищут крупные кровеносные сосуды – подключичная артерия, яремная вена. Яремная вена располагается справа на шее, слабо прикрыта подкожной мышцей и является удобным местом для проведения катетеризации для дальнейшего осуществления противошоковых мероприятий.
Анестезиологи уже ясно знают, если есть массивная кровопотеря, пациент обязательно сразу интубируется, выполняется искусственная вентиляция легких. А главная задача анестезиолога в этот момент – восстановление объема циркулирующей крови», – рассказывает хирург.
С помощью шокового индекса Альговера – отношение частоты пульса к уровню систолического артериального давления. К тому же быстро выполняется общий анализ крови, за которым виден уровень гемоглобина, а затем и тяжесть кровопотери.
«Мы впервые в Украине ввели систему REBOA – реанимационную эндоваскулярную баллонную окклюзию аорты, которую применяют для остановки внутрибрюшного кровотечения в случае ранения. Недавно состоялся съезд сосудистых хирургов, где я докладывал об этой методике, и многие врачи о ней узнали впервые».
Сегодня врачи имеют специальные наборы, в которые входит пункционная игла, интродьюсер, проводник высокой жесткости и баллонный катетер. Как это работает – рассказывает хирург.
Выполняется пункция бедренной артерии, вводится катетер в аорту, раздувается баллон, и таким образом кровь в аорте не поступает в поврежденный участок. У врача есть 30-40 минут для того, чтобы провести противошоковые мероприятия, поставить доступ к центральной артерии или вене, выполнить, если нужно, массаж сердца и восстановить объем циркулирующей крови. Хирург вместе с операционной сестрой в это время готовятся к оперативному вмешательству.
Далее раненый подается в операционную, хирург делает лапаротомию и видит повреждение бедренной или подвздошной артерии. Благодаря раздутому баллончику кровь отсутствует и на сухой артерии выполняется сшивание поврежденного участка. Затем баллончик сдувается и врач контролирует прохождение крови артерией.
Применяя такой метод, нужно соблюдать временные сроки, чтобы не возникла ишемия органов.
«По результатам проведенных исследований достигнуто снижение частоты летальных исходов при боевой травме в 2,8 раза, в клинической практике – 2,2 раза и развитии послеоперационных осложнений – до 50 процентов.
< Хотел бы еще раз подчеркнуть, что для нас, военных медиков, залогом успеха в спасении раненого с острым кровотечением является быстрая эвакуация и слаженные действия всех входящих в хирургическую бригаду», – добавил. Константин Гуменюк.