На прошлой неделе Правительство утвердило перспективные планы общин 24 областей, которые охватывают всю территорию Украины. Если бы не сопротивление оппонентов реформы – отдельных политиков, местных бизнес-элит, голов, что боялись потерять должность, это было бы сделано уже давно, и сегодня все общины имели бы одинаковые возможности для развития. Казалось бы, что уже все позади и путь к проведению очередных местных выборов на новой территориальной основе общин и районов открыт. И есть весомый повод вернуться к этой теме – нагнетание ситуации вокруг якобы ликвидированных 120 ОТГ, которые были созданы в прошлые годы по принципу добровольности. В частности, в Винницкой области это Войнашівська, Гавришівська, Ковалевская ОТГ . Общины подали в суд из-за решения об их присоединение.
На сайте «Децентрализация» объяснили ситуацию с доєднанням общин.
Этап добровольного объединения общин стартовал в 2015 году. Он регламентировал добровольное объединение в соответствии с перспективного плана, который разрабатывали областные государственные администрации согласно Методике. Однако общины, пользуясь принципом добровольности, не всегда объединялись в том формате, который предусматривал перспективный план и далеко не все из них принимали во внимание критерии будущей способности: неразрывность территории, наличие в потенциальном административном центре заведения общего среднего образования I-III степени, амбулатории, проживание не менее 250 детей школьного и 100 детей дошкольного возраста.
Прошло 5 лет. Более 6 тысяч территориальных общин оставались вне реформой. А часть из тех, кто объединился без учета требований Закона, не смогли доказать, что, несмотря на все, имеют перспективы развития.
В конце 2019 года вступили в силу изменения в Закон «О добровольном объединении территориальных общин», которым определено право объединения общин только в пределах утвержденных перспективных планов. В октябре 2019 года Минрегион направил письмо областным государственным администрациям с рекомендацией пересмотреть состав межведомственных региональных комиссий по подготовке предложений относительно административно-территориального устройства и включить в эти группы представителей региональных отделений ассоциаций органов местного самоуправления и экспертов. Вячеслав Негода назвал участие представителей ассоциаций органов местного самоуправления в работе над предложениями относительно будущего админтерустройства определяющей:
«В рамках реформирования местного самоуправления работаем над тем, которым в ближайшей перспективе должны стать в Украине общины и районы. В основном эта работа проводится в регионах и координируется областными государственными администрациями в сотрудничестве с областными советами. Из утверждения Программы деятельности Кабинета Министров Украины определены задачи по реализации политики создания способных общин и относительно административно-территориального устройства. Неотъемлемой составляющей общин должна стать оптимальная сеть социальной инфраструктуры, способной обеспечить весь пакет услуг для каждого жителя и эти услуги должны быть качественными и доступными. И тут без тех, кто представляет интересы местного самоуправления соответствующих ассоциаций — не обойтись. Поэтому мы предложили областям обеспечить их участие в работе региональных групп».
Минрегион постоянно обращал внимание областных государственных администраций на то, что при подготовке перспективных планов формирования территорий общин необходимо вести диалог с обществом, объяснять последствия возможных необдуманных решений, максимально сохранить уже созданные ОТГ, а в случае несоответствия Методике – усилить их.
Февраль, 2020 год, Вячеслав Негода во время проведения консультаций с облгосадминистрациями:
«В последние недели в регионах возросло внимание к формирования состоятельных общин. Увеличился и градус дискуссий. Но там, где речь идет о планировании развития территорий на годы или даже десятилетия, одних эмоций маловато. В первую очередь должны думать о создании общин, способных обеспечивать людей качественными и доступными услугами. Чтобы создать такие общины, нужны тщательные расчеты. Я хочу еще раз подчеркнуть — перспективные планы создаются по четким критериям, которые указывают на будущую способность общины. При этом мы с особым вниманием относимся к уже созданных общин. Стараемся сохранить и даже усилить все ОТГ, которые в свое время имели желание меняться, проявили инициативу и воспользовались преимуществами реформы. Но есть случаи, когда общество после объединения не смогла стать на путь развития и ее перспективы по большинству показателей неутешительны. Только тогда мы стараемся совместно с такими общинами, облгосадминистрациями, народными депутатами и экспертами найти другую, более способную конфигурацию объединения. Те же, кто за пять лет реформы не смогли или не захотели объединиться, имели бы сейчас не критиковать перспективные планы, а способствовать тому, чтобы попасть в состав действительно способной общины, а не бесперспективного объединения, созданного эмоционально или политически».
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
На начало 2020 года насчитывалось 982 действующие объединенные общины. Из них 860 ОТГ (88%) остались в перспективных планах без изменений или усиленные соседними общинами, которые до этого времени не проявляли активности.
В 7 областях, Донецкой, Закарпатской, Киевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черновицкой (если не брать во внимание проблему с Новодністровською ОТГ), на 100% сохранились образованные ОТГ.
Более 90 ОТГ (заметьте!!! не 120 ОТГ, о которые сегодня громко заявляют, что их ликвидировали) не соответствовали требованиям Методики относительно основных критериев способности. Такие общины не способны самостоятельно обеспечить надлежащий уровень предоставления публичных услуг, в частности в сфере образования, культуры, здравоохранения. Чтобы исправить ситуацию, при отсутствии вокруг необ’єднаних общин, единственным выходом в ОГА было предложить в проекте перспективного плана присоединить такие общины до более сильных. Например, в Винницкой области Мельниовская ОТГ (1442 жители, 100 детей школьного возраста, 28 детей дошкольного возраста); Новогребельська ОТГ (1681 житель, 209 детей школьного. возраста).
28 ОТГ областными комиссиями предложено включить в состав городов областного значения, поскольку такие ОТГ находятся в пригородной зоне и имеют общую инфраструктуру с городами, а жители этих общину своем большинстве работают и получают социальные и другие услуги в этих городах. Например, в Винницкой области Гавришівську ОТГ включен в Винницкой территориальной общины, Ковалевской ОТГ — к Немировской территориальной общины, Войнашівську ОТГ — к Барской территориальной общины;
Эксперт по вопросам реформы местного самоуправления и территориальной организации власти Павел Остапенко подчеркивает, что людям в общинах важно, в первую очередь, иметь качественные и доступные услуги, а не название центра общины.
«Приведу пример на Засульській ОТГ Полтавской области. Да, это большая община, в которой проживает 16 тысяч населения. Но жители многих населенных пунктов этой общины вынуждены были доезжать до Засулье, центра общины, через город Лубны. Более того, эти жители и не доезжали до Засулье, они получали услуги в Лубнах. То какой смысл в таком объединении? Кого хотим обмануть, что такое объединение в интересах жителей общины? Поэтому Засульську ОТГ присоединили к городу областного значения Лубны, — рассказал Павел Остапенко. – Относительно присоединения близлежащих ОТГ до города Луцк. Они все глубоко интегрированы в город. Например, Заборольська ОТГ с высотной застройкой – это фактически один из спальных районов Луцка, ее жители в основном работают в городе и пользуются услугами, которые здесь предоставляются. Есть и те общины, которые также рядом с Луцком, но они понимали свою слабость, поэтому, не имея желания объединяться с Луцком, они объединились между собой и тем самым укрепили свои позиции. Например, Боратинська и Гіркополонківська ОТГ объединились в одну общину, или Липинская с Підгайчинською. Скажу, что решение о вливании отдельных ОТГ в состав других или городов областного значения, было единственным правильным решением, которое направлено именно на обеспечение качественных и доступных услуг для жителей. Эксперты далеки от того, чтобы сохранить в каком-то конкретном должность голове. Наши рекомендации областным комиссиям базировались на законе и методике».
Иван Лукеря, советник Министра развития общин и территорий отметил, что решения были приняты максимально возможные.
«Возможно, есть территории относительно которых можно было сделать лучше, но мы понимаем, что любое решение не принимается в стерильных условиях, и это вопрос, который затрагивает большое количество людей, стейхолдерів. Мы должны максимизировать эффективность принятия решения, но не сделать его невозможным с точки зрения принятия. То есть мы сделали максимально возможное решение, чтобы оно было принято. В конце концов, критикам стоит озвучивать, что 860 ОТГ были усилены или сохранены в своей конфигурации, и это при том, что только 804 ОТГ находятся на прямых межбюджетных отношениях. Поэтому вывод: «120 ликвидированных ОТГ», которое часто сейчас звучит, является мифом. Он громкий, звучит, но нет ничего общего с тем, на что направлена реформа: приближение услуг к людям, повышение их качества, развитие инфраструктуры общин, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест или, другими словами, создание такого пространства, в котором человек сможет реализовать большинство своих потребностей. Поэтому сейчас нужно перестать думать исключительно о следующие местные выборы, стоит думать о следующем поколении, создание возможностей для жизни и развития каждого человека».
Напомним, 6 мая Кабинет министров Украины утвердил перспективный план формирования территорий объединенных общин Винницкой области с 63 ОТГ.