Эксперты объяснили, почему «ликвидировали» созданы на Винниччине ОТГ

56 Новости Винницы

На прошлой неделе Правительство утвердило перспективные планы общин 24 областей, которые охватывают всю территорию Украины. Если бы не сопротивление оппонентов реформы – отдельных политиков, местных бизнес-элит, голов, что боялись потерять должность, это было бы сделано уже давно, и сегодня все общины имели бы одинаковые возможности для развития. Казалось бы, что уже все позади и путь к проведению очередных местных выборов на новой территориальной основе общин и районов открыт. И есть весомый повод вернуться к этой теме – нагнетание ситуации вокруг якобы ликвидированных 120 ОТГ, которые были созданы в прошлые годы по принципу добровольности. В частности, в Винницкой области это Войнашівська, Гавришівська, Ковалевская ОТГ . Общины подали в суд из-за решения об их присоединение.

На сайте «Децентрализация» объяснили ситуацию с доєднанням общин.

Этап добровольного объединения общин стартовал в 2015 году. Он регламентировал добровольное объединение в соответствии с перспективного плана, который разрабатывали областные государственные администрации согласно Методике. Однако общины, пользуясь принципом добровольности, не всегда объединялись в том формате, который предусматривал перспективный план и далеко не все из них принимали во внимание критерии будущей способности: неразрывность территории, наличие в потенциальном административном центре заведения общего среднего образования I-III степени, амбулатории, проживание не менее 250 детей школьного и 100 детей дошкольного возраста.

Прошло 5 лет. Более 6 тысяч территориальных общин оставались вне реформой. А часть из тех, кто объединился без учета требований Закона, не смогли доказать, что, несмотря на все, имеют перспективы развития.

В конце 2019 года вступили в силу изменения в Закон «О добровольном объединении территориальных общин», которым определено право объединения общин только в пределах утвержденных перспективных планов. В октябре 2019 года Минрегион направил письмо областным государственным администрациям с рекомендацией пересмотреть состав межведомственных региональных комиссий по подготовке предложений относительно административно-территориального устройства и включить в эти группы представителей региональных отделений ассоциаций органов местного самоуправления и экспертов. Вячеслав Негода назвал участие представителей ассоциаций органов местного самоуправления в работе над предложениями относительно будущего админтерустройства определяющей:

«В рамках реформирования местного самоуправления работаем над тем, которым в ближайшей перспективе должны стать в Украине общины и районы. В основном эта работа проводится в регионах и координируется областными государственными администрациями в сотрудничестве с областными советами. Из утверждения Программы деятельности Кабинета Министров Украины определены задачи по реализации политики создания способных общин и относительно административно-территориального устройства. Неотъемлемой составляющей общин должна стать оптимальная сеть социальной инфраструктуры, способной обеспечить весь пакет услуг для каждого жителя и эти услуги должны быть качественными и доступными. И тут без тех, кто представляет интересы местного самоуправления соответствующих ассоциаций — не обойтись. Поэтому мы предложили областям обеспечить их участие в работе региональных групп».

Минрегион постоянно обращал внимание областных государственных администраций на то, что при подготовке перспективных планов формирования территорий общин необходимо вести диалог с обществом, объяснять последствия возможных необдуманных решений, максимально сохранить уже созданные ОТГ, а в случае несоответствия Методике – усилить их.

Февраль, 2020 год, Вячеслав Негода во время проведения консультаций с облгосадминистрациями:

«В последние недели в регионах возросло внимание к формирования состоятельных общин. Увеличился и градус дискуссий. Но там, где речь идет о планировании развития территорий на годы или даже десятилетия, одних эмоций маловато. В первую очередь должны думать о создании общин, способных обеспечивать людей качественными и доступными услугами. Чтобы создать такие общины, нужны тщательные расчеты. Я хочу еще раз подчеркнуть — перспективные планы создаются по четким критериям, которые указывают на будущую способность общины. При этом мы с особым вниманием относимся к уже созданных общин. Стараемся сохранить и даже усилить все ОТГ, которые в свое время имели желание меняться, проявили инициативу и воспользовались преимуществами реформы. Но есть случаи, когда общество после объединения не смогла стать на путь развития и ее перспективы по большинству показателей неутешительны. Только тогда мы стараемся совместно с такими общинами, облгосадминистрациями, народными депутатами и экспертами найти другую, более способную конфигурацию объединения. Те же, кто за пять лет реформы не смогли или не захотели объединиться, имели бы сейчас не критиковать перспективные планы, а способствовать тому, чтобы попасть в состав действительно способной общины, а не бесперспективного объединения, созданного эмоционально или политически».

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

На начало 2020 года насчитывалось 982 действующие объединенные общины. Из них 860 ОТГ (88%) остались в перспективных планах без изменений или усиленные соседними общинами, которые до этого времени не проявляли активности.

В 7 областях, Донецкой, Закарпатской, Киевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черновицкой (если не брать во внимание проблему с Новодністровською ОТГ), на 100% сохранились образованные ОТГ.

Более 90 ОТГ (заметьте!!! не 120 ОТГ, о которые сегодня громко заявляют, что их ликвидировали) не соответствовали требованиям Методики относительно основных критериев способности. Такие общины не способны самостоятельно обеспечить надлежащий уровень предоставления публичных услуг, в частности в сфере образования, культуры, здравоохранения. Чтобы исправить ситуацию, при отсутствии вокруг необ’єднаних общин, единственным выходом в ОГА было предложить в проекте перспективного плана присоединить такие общины до более сильных. Например, в Винницкой области Мельниовская ОТГ (1442 жители, 100 детей школьного возраста, 28 детей дошкольного возраста); Новогребельська ОТГ (1681 житель, 209 детей школьного. возраста).

28 ОТГ областными комиссиями предложено включить в состав городов областного значения, поскольку такие ОТГ находятся в пригородной зоне и имеют общую инфраструктуру с городами, а жители этих общину своем большинстве работают и получают социальные и другие услуги в этих городах. Например, в Винницкой области Гавришівську ОТГ включен в Винницкой территориальной общины, Ковалевской ОТГ — к Немировской территориальной общины, Войнашівську ОТГ — к Барской территориальной общины;

Эксперт по вопросам реформы местного самоуправления и территориальной организации власти Павел Остапенко подчеркивает, что людям в общинах важно, в первую очередь, иметь качественные и доступные услуги, а не название центра общины.

«Приведу пример на Засульській ОТГ Полтавской области. Да, это большая община, в которой проживает 16 тысяч населения. Но жители многих населенных пунктов этой общины вынуждены были доезжать до Засулье, центра общины, через город Лубны. Более того, эти жители и не доезжали до Засулье, они получали услуги в Лубнах. То какой смысл в таком объединении? Кого хотим обмануть, что такое объединение в интересах жителей общины? Поэтому Засульську ОТГ присоединили к городу областного значения Лубны, — рассказал Павел Остапенко. – Относительно присоединения близлежащих ОТГ до города Луцк. Они все глубоко интегрированы в город. Например, Заборольська ОТГ с высотной застройкой – это фактически один из спальных районов Луцка, ее жители в основном работают в городе и пользуются услугами, которые здесь предоставляются. Есть и те общины, которые также рядом с Луцком, но они понимали свою слабость, поэтому, не имея желания объединяться с Луцком, они объединились между собой и тем самым укрепили свои позиции. Например, Боратинська и Гіркополонківська ОТГ объединились в одну общину, или Липинская с Підгайчинською. Скажу, что решение о вливании отдельных ОТГ в состав других или городов областного значения, было единственным правильным решением, которое направлено именно на обеспечение качественных и доступных услуг для жителей. Эксперты далеки от того, чтобы сохранить в каком-то конкретном должность голове. Наши рекомендации областным комиссиям базировались на законе и методике».

Иван Лукеря, советник Министра развития общин и территорий отметил, что решения были приняты максимально возможные.

«Возможно, есть территории относительно которых можно было сделать лучше, но мы понимаем, что любое решение не принимается в стерильных условиях, и это вопрос, который затрагивает большое количество людей, стейхолдерів. Мы должны максимизировать эффективность принятия решения, но не сделать его невозможным с точки зрения принятия. То есть мы сделали максимально возможное решение, чтобы оно было принято. В конце концов, критикам стоит озвучивать, что 860 ОТГ были усилены или сохранены в своей конфигурации, и это при том, что только 804 ОТГ находятся на прямых межбюджетных отношениях. Поэтому вывод: «120 ликвидированных ОТГ», которое часто сейчас звучит, является мифом. Он громкий, звучит, но нет ничего общего с тем, на что направлена реформа: приближение услуг к людям, повышение их качества, развитие инфраструктуры общин, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест или, другими словами, создание такого пространства, в котором человек сможет реализовать большинство своих потребностей. Поэтому сейчас нужно перестать думать исключительно о следующие местные выборы, стоит думать о следующем поколении, создание возможностей для жизни и развития каждого человека».

Напомним, 6 мая Кабинет министров Украины утвердил перспективный план формирования территорий объединенных общин Винницкой области с 63 ОТГ.