В рамках судебной реформы, стартовавшей в прошлом году, в Украине должен заработать обновленный Верховный суд, состав которого впервые избирается на открытом конкурсе.
Однако, несмотря на заверения президента Петра Порошенко о беспрецедентную прозрачность отбора, в финальный список попало немало одиозных судей времен Виктора Януковича, которые судили активистов Євромайдану и имеют финансовые активы сомнительного происхождения. Почему высший суд страны может стать убежищем для старых кадров и повлияет на ситуацию президент.
Старые судьи
В июне 2016 года Верховная Рада проголосовала за изменения в Конституцию в части правосудия и за закон «О судоустройстве и статусе судей», формально после этого в Украине стартовала судебная реформа.
Согласно изменениям, Верховный суд стал высшим судом в Украине, а его состав должен быть сформирован из судей, впервые избранных в рамках открытого конкурса. Отбор проходил в несколько этапов и сейчас находится на завершающей стадии.
Сам президент назвал конкурс образцовым и даже заявил, что он может послужить примером для других стран. Кроме того, глава государства заверил, что все негативные выводы о тех или других кандидатов были учтены и сомнительные претенденты не попали в финальный список.
Но, по словам активистов организаций «Честно» и ProSud, около 80% кандидатов – действующие или бывшие судьи, то есть представители старой системы.
Общественный совет добропорядочности (ГРД) при ВККС, которая согласно закону «О судоустройстве и статусе судей» может давать оценку в отношении каждого претендента, передала комиссии негативные выводы относительно 30 недобросовестных кандидатов.
Однако ВККС не учла ни одного отрицательного заключения.
«Из этих 120 кандидатов есть судьи, которые выносили приговор Юрию Луценко. То есть или тот приговор был справедливым, или эти судьи не должны быть в списке. Есть люди, чей материальный образ жизни совсем не соответствует их декларациям.
Есть судьи, которые выносили решение о запрете Майдана, штамповали решения о Автомайдан. Подавляющее большинство судей, которые прошли в Верховный суд, ранее не работавших в ВСУ, но были судьями апелляционных, кассационных, высших судебных инстанций, то есть это – плоть от плоти старой судебной системы.
На самом деле обновления не произошло, фактически одни судьи поменялись на других», – объясняет политический эксперт Кирилл Сазонов.