14 октября Покров Пресвятой Богородицы: праздник свадеб, матерей и воинов

14 октября Покров Пресвятой Богородицы: праздник свадеб, матерей и воинов

139 Новости Винницы

Сегодня большой православный праздник, который в народе очень важное.

Праздник Покрова напоминает каждому о молитвенном заступничестве Божией Матери за человеческий род и является храмовым праздником многих городов и сел Украины. Благодаря казачеству возник новый тип иконы — «Казацкая Покрова», где под омофором Богородицы изображаются украинские иерархи, гетманы и казаки.

На хоругвях запорожцы любили изображать Покрова Богородицы, распростертую над казаками … Недаром сегодня многие сел носят названия «Покровка», «Покровское», «Новопокровка» …

Стало хорошим обычаем побывать 14 октября на мессе, украсить домашнюю икону Богоматери, вспомнить родственников или знакомых, которые пошли в поход, вынуждены где-то воевать, защищая Родину, и помолиться за них.

«Радуйся, столпе непоколебимый Церкви Христовои Радуйся, государства нерушимая стена Радуйся, ибо Тобою достигаются победы Радуйся, ибо Тобой падают враги Радуйся, тела моего врачевание: радуйся, души моей спасение. Радуйся, Невеста Неневисная!» — поют православные христиане в акафисте праздника.

Не удивительно, Богородицы обращались в трудные минуты разные поколения воинов. Обращались матери, бабушки и все, кто испытывал сильное отчаяние — Церковь учит, что Дева Мария заступается и за самого закоренелого грешника. В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» она помогает даже осужденным на вечные муки ада.

Пресвятая Богородица всегда была образцом смиренного и великодушной матери, постоянно молится за своих детей и всегда принимает Божью волю. Этот образец веками вдохновляет на христианские подвиги других матерей.

Покрова Пресвятой Богородицы — безусловно, большой материнский праздник, ведь обращая свои молитвы к Матери Иисуса, наши предки отдавали себя, свою семью и Родину непобедимой Покрове Богоматери.

Легенды, мифы, предания

В этот день, по преданию, более 11 веков назад дружинники-русичи князя Аскольда еще язычниками брали штурмом православную святыню — Константинополь. Молитвенное единение греков в искреннем обращении за помощью к Пречистой Девы Марии породило чудо: Богородица явилась верующим с молитвой за них и накрыла их покровом (омофором) своим, делая непобедимыми.

Зло ушло с поражением не только от Божьего города, но и от россиян, которых чудо повернул лицом к истинному Богу. Дружинники вернулись на Русь-Украину уже христианами. Аскольд стал первым русским князем-христианином, построил церковь, и немало русичей тогда приняли в сердце Христа и были крещены.

Другая легенда рассказывает, как в десятом веке на Византию напали сарацины (арабы). Во Влахернской церкви, в окрестностях Царьграда, именно происходила служба Божья. Прихожане стали просить у Бога помощи, и в двух из них, святым Андрею Юродивом и его ученику Епифанию явилась Пречистая Мария, которая, приобщившись к совместной молитвы, сняла с головы покрывало (омофор) и распростерла над ними. Греки победили.

После крещения Киевской Руси греческими священниками за Владимира Великого освобождения Богородицей христиан Константинополя стало большим праздником, а киевские князья брали икону «Покрова» в военные походы. Впоследствии Богородичные чудеса появились и в нашей истории.

Достаточно вспомнить, как Пречистая Дева спасла Почаевский монастырь от нападения турок. Молитвенные обращения русичей Богородицы стали особенно ревностными за князя Ярослава Мудрого, который «отдал Украину под покров Пречистой Девы».

Народные обычаи

Праздник Покрова вобрал немало народных обычаев. Считается, что следует завершить до Покрова все полевые работы, когда собран и засыпан в амбары урожай, а поля засеяны озимыми. Ученики впервые шли в школу, принимая горшок пшенной каши, чтобы наука не шла в лес «.

По состоянию погоды на Покров некоторые «предвидел», какой будет зима: если ветер с севера, то зима будет холодной, если с юга — теплой. Если не выпадет снег, то не будет его и в ноябре, если журавли еще не улетели в теплые края, то холод притримаеться. Покрова богатая и пословицы и поговорки: спящий до Покрова, то продаст всех коров; до Покрова молока давали коровы, а после Покрова ушло молоко в корове рога; кто сеет по Покрове, то выводить зимой по корове …

В это время все массово женились. После 14 сентября начинались сватовство, и после всех обрядовых действ молодежи, попросив благословение Богородицы становились на свадебный рушник. Незамужние девушки на Покров особенно тщательно просили Богородицу мечту о замужестве: «Святая Мать, Покровонько, накрой мою головушку, хоть тряпкой, чтобы не была девкой», «Святая Мать, Покровушка, покрой землю снежком, а меня, молодую, платком». Замужние просили милости своей покровительницы, чтобы супружеская жизнь была счастливой.

По Покрову — то и по тепловые. В этот день традиционно впервые заливали в печи. Использовали дрова из вишни или яблони Вместе приговаривали «Святая Покрова, покрой нашу избу теплом, а хозяина-добром».

День казачества

Не менее это праздник чествовали и казаки. Вероятно, не случайно 14 октября празднуют День казачества. В новом сечевом лагере прежде строили Покровскую церковь, а для военных походов использовали ее походный вариант с иконой Пресвятой Богородицы. Перед важным событием или походом казаки всегда молились своей святой покровительнице. В покровские дни запорожцы выбирали нового атамана.

Едва ли не большинство церквей в казацком государстве возводили в честь Богородицы. Их строили в деревнях, слободах, в центрах паланок, на всех реках. Даже в урочище Кагальник, где Дон впадает в Азовское море, была походная церковь Покрова. Конечно, все делалось руками и средствами казаков: плотницкие и малярные работы драгоценные ризы, иконы, бани и колокола. Зодчие церквей имели наибольшую дань в сечевом обществе, отличаясь набожностью и мудростью.

Сечевые церкви подчинялись только Киево-Межигирскому Спасо-Преображенском монастыре, который «поставлял» казакам духовников, зато воины, дожив до старости, завещали свое добро монастырю, а сами часто шли туда послушниками.

Придет Покрова — заревет девка, как корова

Считалось, что дом, утепленный до Покрова, лучше сохранять тепло зимой. Поэтому хозяйки к празднику подмазывали и подбеливали свои дома, а на рассвете делали первые прожига печи, потому что тогда течение холодов тепло будет хорошо держаться в печи дома.

Чтобы дом не была влажной, то в ночи ритуально сжигали навоза, а по углам чердака клали куски дерна (вырезанной травы с землей) корнями вверх. По тем же мотивам, чтобы Покрова занималась домом, в этот день освящали хату святой водой и праздничных свечей, а также вселялись в новый дом и справлять новоселье.

Для того, чтобы все домочадцы были в течение года здоровыми, старшая хозяйка брала вышитого рушника из-за Богородичной иконы и развешивала его над входной дверью. Тогда как предыдущий период от Успения до Покрова был временем сватовства, то с 14 октября наступала свадебная пора. В народе шутили: «Пришла Пречистая — несет сватов нечистая, а придет Покрова — заревет девка, как корова». Пора бракосочетаний в украинских селах продолжалась практически до начала Рождественского поста.